Развернутый письменный ответ по произведениям зарубежных авторов Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» и М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Напишите об одном из героев (на выбор). Используйте пункты плана для СВЯЗНОГО РАЗВЕРНУТОГО ответа по произведению.
1. Кто этот герой/героиня, как его /её зовут, откуда он/она?
2. Какие события меняют жизнь героя? Что с ним происходит? (Пересказ не должен быть подробным). В худшую или лучшую сторону меняется жизнь героя?
3. Как вы считаете, легко ли было герою? Если встречались трудности, как герой произведения их преодолевал?
4. Расскажите о характере героя , о том, как он/она выглядит (если об этом есть информация в тексте).
5. Что в характере героя вам понравилось / не понравилось?
6. Расскажите об эпизоде, который запомнился больше всего. Почему?
7. Читали ли вы ещё произведения этого автора? Какие, назовите их.
толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. в «войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь россии, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. когда над россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. командуя полком, андрей болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу отечества. крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.
под словом «народ» толстой понимал все патриотически настроенное население россии, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: тихона щербатого и платона каратаева.
тихон щербатый выделяется в отряде денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. толстой сосредоточил в этом герое типичные черты народного характера. в образе платона каратаева показан иной тип мужика. своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену пьеру безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. платон каратаев остался для пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего , доброго и круглого».
в образах тихона щербатого и платона каратаева толстой сосредоточил основные качества народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. оба героя дороги сердцу писателя: платон как воплощение «всего , доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у крестьянства; тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (отечественная война 1812 года). к бунтарским настроениям тихона в мирное время толстой относится с осуждением.
в основе сюжета — жизненный путь девушки-снегурочки, рождённой от союза мороза и весны-красны, своих отца и матери. снегурочка живет в выдуманном островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье бобыля и бобылихи. снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. а бобыль и бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. впрочем, и на долю снегурочки выпадает несчастье — увидев леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.
именно в этот момент островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.
мать оказывается права: полюбившая снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. а её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала снегурочка.