Ребят по рассказу Гаршину Сигнал
1) Можно ли сказать, что герой совершает подвиг человеколюбия? Почему?
2)Давайте прочитаем внутренний монолог Семена, отражающий внутреннее смятение героя перед надвигающейся катастрофой.
«Господи невинные души! Так и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая, закругление, да насыпь, да валится-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети малые... Сидят они теперь все, ни о чем не думают. Господи, вразуми ты меня».
3)Ребята, а в первый ли раз Семен жертвует собой ради других? Если нет, то когда?
4) Итак человек, скромный и неяркий, оказывается к подвигу, так как героизм вошел в его плоть и кровь.
5) А теперь давайте подумаем над действиями Василия. Однозначны ли они?
Можно сказать, что Василий совершает 2 поступка:
1. Ставит под угрозу жизни людей, испортив пути людей;
6)Давайте охарактеризуем первый поступок Василия так, как и поступок Семена:
Итак, первый поступок Василия: импульсивный,…
Продолжите цепочку.
7) Дети, хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?
8) Скажите, как можно назвать этот поступок с духовной точки зрения, с позиции христианской веры?
9) Какую заповедь чуть было не нарушил Василий?
10) Ребята, в «Православном словаре школьника» есть статья под названием «Убийство». Послушайте отрывок из нее: «Убийство – лишение человека жизни: тягчайший грех против шестой заповеди Божией. Человек бывает виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но и убийству своим приказанием, советом поддержкой, согласием». Как вы думаете, как соотносится этот отрывок с нашим рассказом? Аргументируйте.
11) Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия?
12) Сожалеет ли Василий о содеянном? Подтвердите текстом.
13) Опишите второй поступок Василия.
14) Скажите ребята, а как называется чувство сожаления с духовной точки зрения?
15) Ребята, может ли чувство раскаяния как-то компенсировать необдуманный поступок Василия?
16) Таким образом, несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.
17) Что хотел сказать В.М. Гаршин своим рассказом?
Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.) Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.) Тургенев — мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева — не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время — природа занимает значительное место в жизни человека).
Расскажите, какой вы представляете девочку Аню. Создайте ее устный портрет.
Аня – девочка любопытная, искренняя, добрая. Именно из-за любознательности она попадает в разные необычные ситуации, которые потом оказываются ее сном. У девочки богатая фантазия. Еще Аня очень смелая. Ее изначально не удивил даже кролик, который то и дело поглядывал на часы. Иногда доброта и вежливость главной героини ставят её в непростое положение. Но благодаря своей смекалке, внимательности и общительности она находит выход из любой ситуации. Я представляю Аню ловкой, активной, доброй и вежливой девочкой.