Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса. Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украшались длинными серёжками. Зазеленели молодые берёзки. Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то запахло, зашумело. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца. Лесник поправил гнездо и повёл ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов определить тему произведения и основную
мысль произведения.
2. Терпіння найбільше нагадує той метод, яким природа створює свої творіння. Оноре де Бальзак
3. Природа не храм, а майстерня, і людина в ній працівник. Іван Тургенєв
4. Природа насміхається над рішеннями і веліннями князів, імператорів і монархів, і на їх вимогу вона не змінила б ні на йоту свої закони. Галілео Галілей
5. Природа вічний зразок мистецтва. Віссаріон Бєлінський
Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.
Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.
В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.
В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.