решить СОР!
1 ЗАДАНИЕ. Как ты оцениваешь поведение Мизгиря по отношению к Снегурочке? Можно ли его любовь назвать истинной? Обоснуй своё мнение выдержками из текста. 3б.
2 ЗАДАНИЕ. Прочитайте отрывок из сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц
Весна-Красна
В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, — в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка —
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах возвращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому — знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согрейтесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.
Какие изобразительные средства использует автор в данном отрывке? Выпишите
примеры. Каким образом изобразительные средства понять идею произведения?
Докажите примерами из отрывка (не менее 3).
Критерии оценивания: учащийся
находит в отрывке метафору, олицетворение; 2б.
находит в отрывке антитезу, риторические во восклицания и др. фигуры- 2б.
приводит 1-ю цитату из эпизода; 1б.
приводит 2-ю цитату из эпизода; 1б.
приводит 3-ю цитату из эпизода; 1б.
определяет роль изобразительных средств в раскрытии идеи произведения; 1б.
ИТОГО: 11Б.
два десятка лет, после выхода в 1990 году в «художественной » двухтомника ивана петровича шухова, книги его в москве ни разу не издавались. и вдруг, нежданно – негаданно, пришла из российской столицы добрая весть: издательство «вече» решило выпустить отдельными томами романы «горькая линия» и «ненависть», нет, «добрая весть» - сказано бледно: вернее – весть окрыляющая – в 2011 году исполнится восемьдесят лет со дня первого выхода там же, в москве, обеих книг! факт говорит сам за себя : минуло почти три четверти прошлого века, десятилетие века нового, произошли « на нашей земле и вокруг» перемены, а книги выжили, не канули в пучину времен! и стало быть, по-прежнему нужны теперь уже и нынешнему – «постсоветскому» читателю. причем, оба романа пополнили собою авторитетную, выходящую на протяжении нескольких лет издательскую серию «сибириада». в ней увидели свет такие широкоизвестные, любимые в народе книги, как «угрюм-река» вячеслава шишкова, «амур-батюшка» николая задорнова, «дерсу узала» владимира
интересно все-таки – почему же неисчислимое множество творений исчезает без следа зачастую еще при жизни их создателей и только отдельные произведения остаются востребованными все новыми и новыми поколениями читателей? насчет соотношения первой категории книг – обреченных на быстрое забвение, и второй – остающихся, условно говоря, в вечности, - есть такое суждение писателя, доктора наук александра потемкина. за девятнадцатый век, пишет он, ценностное духовное качество обрели книги около сорока авторов, в двадцатом веке – ничуть не больше, а какое невероятное количество печатных изданий было выпущено? ! десятки, а то и сотни тысяч имен вбрасывались на читательский рынок. но в классической категории остались единицы. сказано без всякой схоластики – предельно лаконично, просто и наглядно: на бездонную прорву словесной макулатуры всего-навсего около сорока книжных шедевров!
такова статистика. но не менее интригующе и важно проследить : а есть ли некие критерии, по которым происходит отбор – отделение зерен от плевел ? этим вопросом задался другой исследователь – петр алешкин, опубликовавший в « россии» статью «какие книги выбирает время? ». размышляя о классических произведениях мировой , писатель отметил три основных критерия, которым они отвечают. во-первых, в центре всех произведений, прошедших строгий суд времени, всегда судьба человека со своим своеобразным, присущим только ему живым характером. во-вторых, во всех классических произведениях события не пересказываются, авторы не повествуют о жизни человека, а изображают ее, изображают словом, образами. в – третьих, язык. здесь автор статьи поясняет, почему только на третье место можно поставить формулу сомерсета моэма: классическое произведение должно быть написано просто, ясно и благозвучно. можно назвать немало книг, которые написаны не благозвучно и не просто, но они стоят в первом ряду мировой классики. например, романы достоевского. они стоят в первом ряду самых великих книг мировой литуратуры, потому что они полностью отвечают двум основным и нескольким второстепенным критериям.