для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. первым этот прием использовал а. с. грибоедов в комедии “горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.
а. н. островский продолжает традицию грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. но в пьесах островского есть и своя особенность: сквозные образы - символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.
анализ этой темы нам увидеть всю совокупность символов в драме “гроза” и определить их значение и роль в пьесе.
одним из важных символов является река волга и сельский вид на другом берегу. река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. противоположный берег волги ассоциируется у катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “какая я была резвая! я у вас завяла совсем”. катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? знаешь, мне иногда кажется, что я птица. когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, - говорит катерина варваре. о птицах как о символе свободы вспоминает катерина перед тем, как броситься с обрыва в волгу: “в могиле лучше под деревцом могилушка как хорошо! солнышко ее греет, дождичком ее мочит весной на ней травка вырастает, мягкая такая птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут ”
река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. а в словах барыни, полусумасшедшей старухи, волга - это омут, затягивающий в себя красоту: “вот красота-то куда ведет. вот, вот, в самый омут! ”
впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает катерину своими словами о гибельной красоте. эти слова и гром в сознании катерины становятся пророческими. катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед богом после разговора с варварой о борисе, считая эти мысли грешными. катерина религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.
герои по-разному воспринимают грозу. например, дикой считает, что гроза посылается богом в наказание, чтобы люди помнили о боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. кулигин говорит, что гроза - это электричество, но это понимание символа. но потом, называя грозу благодатью, кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.
некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. в 3-м действии кулигин говорит о том, что жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. замки и закрытые ворота, за которыми “ едят поедом да семью тиранят”, являются символом скрытности и лицемерия
для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. первым этот прием использовал а. с. грибоедов в комедии “горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.
а. н. островский продолжает традицию грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. но в пьесах островского есть и своя особенность: сквозные образы - символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.
анализ этой темы нам увидеть всю совокупность символов в драме “гроза” и определить их значение и роль в пьесе.
одним из важных символов является река волга и сельский вид на другом берегу. река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. противоположный берег волги ассоциируется у катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “какая я была резвая! я у вас завяла совсем”. катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? знаешь, мне иногда кажется, что я птица. когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, - говорит катерина варваре. о птицах как о символе свободы вспоминает катерина перед тем, как броситься с обрыва в волгу: “в могиле лучше под деревцом могилушка как хорошо! солнышко ее греет, дождичком ее мочит весной на ней травка вырастает, мягкая такая птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут ”
река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. а в словах барыни, полусумасшедшей старухи, волга - это омут, затягивающий в себя красоту: “вот красота-то куда ведет. вот, вот, в самый омут! ”
впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает катерину своими словами о гибельной красоте. эти слова и гром в сознании катерины становятся пророческими. катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед богом после разговора с варварой о борисе, считая эти мысли грешными. катерина религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.
герои по-разному воспринимают грозу. например, дикой считает, что гроза посылается богом в наказание, чтобы люди помнили о боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. кулигин говорит, что гроза - это электричество, но это понимание символа. но потом, называя грозу благодатью, кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.
некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. в 3-м действии кулигин говорит о том, что жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. замки и закрытые ворота, за которыми “ едят поедом да семью тиранят”, являются символом скрытности и лицемерия