В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.
андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. болконский приезжает в петербург, попадает в круг сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в россии. сперанский произвел на андрея неизгладимое впечатление своим умом, он казался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. но как только болконский встречает на наташу ростову, он как бы прозревает. она напоминала ему о настоящих ценностях жизни. андрей не только разочаровывается в сперанском, но и начинает презирать его. исчезает недавний интерес к государственным делам. «разве все это может сделать меня счастливее и лучше? » наташа как бы возрождает болконского для новой жизни. он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. наташа тоже любит болконского, правда, он кажется ей сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, веселая девушка. они как два плюса, и их, , невозможно соединить. наташа не понимает, зачем князь андрей отложил их свадьбу на целый год. этой отсрочкой он спровоцировал её измену. и опять чисто болконская гордость не позволяет андрею простить наташу, понять ее. в разговоре с пьером болконский сказал: «я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». в этот момент перед нами предстает тот болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же эгоист. болконский заставляет себя забыть о наташе. однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. она пробудила в нем патриотические чувства, он пытается отечеству, воюет за спасение своей отчизны. но судьба складывается так, что князя андрея ранят, и он произносит: « я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». но когда андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему недолго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть. андрей болконский умер не только от раны. его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. на закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишенными недостатков: всех любил, всех простил. а всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. и поэтому скорее может погибнуть.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.
андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. болконский приезжает в петербург, попадает в круг сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в россии. сперанский произвел на андрея неизгладимое впечатление своим умом, он казался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. но как только болконский встречает на наташу ростову, он как бы прозревает. она напоминала ему о настоящих ценностях жизни. андрей не только разочаровывается в сперанском, но и начинает презирать его. исчезает недавний интерес к государственным делам. «разве все это может сделать меня счастливее и лучше? » наташа как бы возрождает болконского для новой жизни. он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. наташа тоже любит болконского, правда, он кажется ей сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, веселая девушка. они как два плюса, и их, , невозможно соединить. наташа не понимает, зачем князь андрей отложил их свадьбу на целый год. этой отсрочкой он спровоцировал её измену. и опять чисто болконская гордость не позволяет андрею простить наташу, понять ее. в разговоре с пьером болконский сказал: «я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». в этот момент перед нами предстает тот болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же эгоист. болконский заставляет себя забыть о наташе. однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. она пробудила в нем патриотические чувства, он пытается отечеству, воюет за спасение своей отчизны. но судьба складывается так, что князя андрея ранят, и он произносит: « я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». но когда андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему недолго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть. андрей болконский умер не только от раны. его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. на закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишенными недостатков: всех любил, всех простил. а всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. и поэтому скорее может погибнуть.