Роман этот главный в творчестве М. Булгакова, писал он его на протяжении 12 лет, вплоть до смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же считать окончательной. Опубликован он уже после смерти писателя, благодаря стараниям его жены (в журнале «Москва» 1966, 1967 гг.) в урезанном виде. Роман произвел ошеломляющее впечатление на читателей и поставил в тупик критиков. Роман до сих пор вызывает острую полемику, различные трактовки и интерпретации.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет жанровые признаки философского, фантастического и сатирического романов. Некоторые литературоведы определяют произведение как «роман-миф» (Б. Гаспаров). Миф – это такая художественная структура, которая воплощает систематически повторяющееся в жизни человечества, несет в себе широкое обобщение, отвлекается от пестрой повседневности. Все события в романе обладают статусом истинности. Граница между реальностью и вымыслом отсутствует. В своем романе мастер угадал то, что было на самом деле.
Роман построен по принципу «романа в романе», он соединяет роман мастера о Понтии Пилате и роман о самом Мастере. Два романа соединяются в одно художественное целое благодаря множеству перекличек: мотивных, предметных, словесных. Ершалаим и Москва не только сопоставлены, но и противопоставлены в структуре романа. Московский и ершалаимский романы связаны конфликтом (проблема выбора), их время в финале сливается в один поток и время в романе
Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, современный московский и вечный потусторонний. Роль связующего звена выполняет свита Воланда. Московские и ершалаимские главы отличаются по стилистике повествования. Если московские главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа о Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. В московских главах активен посредник, рассказчик, который позволяет себе ироничные высказывания, комментарии. В ершалаимских главах такого посредника нет, игры с читателем неуместны. Здесь все дышит подлинностью, фантастика отсутствует.
Хронотоп
Ершалаимский
Московский
Потусторонний
Продолжительность – одни сутки весеннего месяца нисана (14).
Продолжительность – 4 дня (расширяется за счет истории жизни мастера). Среда – воскресенье.
Время останавливается – вневременной мир, вечный. Полночь ради бала сатаны растягивается, одна ночь Понтия Пилата растягивается на 12 тыс. лун.
В финале, в главе «Прощание и вечный приют», происходит слияние ершалаимского и московского хронотопов в хронотопе вечности потустороннего мира.
Тематика и проблематика в романе
Наиболее прочно скреплены два разных пласта булгаковского романа общей проблематикой: противостояния творческой личности и толпы, личного выбора, личной ответственности.
Тема трусости, душевной слабости, компромисса, невольного предательства является ключевой и связана в первую очередь с образом Понтия Пилата. Выбор в качестве главного героя именно Пилата, а не Иуды, неслучаен: Пилат может Иешуа, он даже предпринимает попытки это сделать, но в конце концов сдается, не желая ставить под угрозу собственную жизнь и карьеру. В образе Пилата Булгаков раскрывает роковую необратимость каждого поступка. Ошибка Пилата обрекает его на вечные муки совести.
В противовес теме предательства и трусости развивается тема любви и верности. Она находит воплощение в образах Маргариты и Левия Матвея.
В романе ставится во о новом человеке и человеческой природе в целом. Эта проблема связана с Воландом и его свитой, устроившим представление в Варьете с целью составить мнение о современном человеке. Булгаков показывает, что зло не от дьявола, а от человека, смешавшего понятия добра и зла. Поступками людей двигают одни и те же примитивные пружины.
Образ толпы связывает московские и ершалаимский сюжеты: на фоне воющей толпы Пилат произносит приговор, толпа наблюдает за казнью, с восторгом ловит деньги в театре и наблюдает за унижением Семплеярова и других, толпы писателей танцуют, выстраиваются в очереди, топчут вышедшего из ряда.
Система образов в романе
Задание 2.
- Составить план (не менее 10 пунктов) по лекции.
после приезда настоящего ревизора чиновникам опять придется скрывать свои
грехи, прятать все недостатки и недочеты..
оправившись от шока, полученного известием о прибытии настоящего ревизора
в их уездный город, собравшиеся в доме городничего сквозник-дмухановского
антон антоновича чиновники, будут обсуждать, что же им делать теперь.
нового они ничего не изобретут. да и ревизор уже давно в городе.
чиновников ждет полное разочарование. все их планы рухнули
в одночасье! ревизор, уже как несколько дней находится в городке «инкогнито»
(как, впрочем, и было в депеше) и, пока все были заняты хлестаковым,
успел самостоятельно проинспектировать интересовавшие его заведения и разобраться в том, что здесь происходит.
теперь все придется начинать сначала, опять играть роль приличных, законопослушных людей; опять придется лебезить перед ревизором,
пытаться подкупить его деньгами
их единственный, он же и последний шанс-взятка (от больших денег ещё никто не отказывался! )
с тяжёлыми мыслями разъедутся чиновники по домам выполнять предписание
городничего, собирать деньги на подкуп.
но если вдруг случится чудо, и ревизор окажется честным? если вдруг он не захочет брать взятки и делать вид, что не видит никаких нарушений? если вдруг этот важный чиновник из петербурга будет честно делать свою работу и «вскрывать» нарушение за нарушением?
тогда, конечно, чиновникам не поздоровится. минимум, что им грозит, это потерять свои должности.