Если разбирать на примере его "Демона", то здесь нет четкого противопоставления, а действительно лишь соотношение Томары (ангела) и Демона и не как резких противоположностей (на что похоже), а лишь как разных душ, одна из которых устала от одиночества (Демон), адругая тонула в безответной любви. Вся сложность, наверное, в том, что у него с одной стороны четко- этот зло, этот добро, а с другой стороны он оправдывает действия демона одиночеством, как бы подразумевая то, что и он может быть ангелом.
На мой взгляд, это стихотворение - ни что иное как обращение автора к своей собственной душе, подразумеваемой под богом(второе четверостишие), разговор с ним. В первом четверостишии она подмечает то, что она близка с богом словами, мыслями, молитвами, но далека от него (в силу недосягаемости) как от земного человека, отделена небом. Её унылые небеса - душевное состояние, горечь, досада, но она с ними справится, ведь "дух мой высок", т.е. сильная её вера в лучшее. Второе четв-ие : осознание неизбежной смерти, ожидаемой каждым. "Но люблю я себя, как Бога, — Любовь мою душу " - нисмотря на смерть, её душа будет бессмертной и вечной, как бог любовью. 3,4 - четверостишия говорят о том, что Зинаида просит душу не покидать её в самые трудные времена, и в самые счастливые, быть до последнего с телом (названным слабым братом, т.к. оно невечно, а душа же - сильный брат, она вечна и постоянна) И в конце - подведение итогов, как вывод - признание того, что душа - единственный её близкий, советчик и пр. она идет с ней по жизни и продолжить идти.
Название можно трактовать как посвящение читателя в довольно личный мир автора, так и как посвящение людской души в лики святых.
3,4 - четверостишия говорят о том, что Зинаида просит душу не покидать её в самые трудные времена, и в самые счастливые, быть до последнего с телом (названным слабым братом, т.к. оно невечно, а душа же - сильный брат, она вечна и постоянна)
И в конце - подведение итогов, как вывод - признание того, что душа - единственный её близкий, советчик и пр. она идет с ней по жизни и продолжить идти.
Название можно трактовать как посвящение читателя в довольно личный мир автора, так и как посвящение людской души в лики святых.