Издевательства "высшего" общества над "низшим" и все ужасы жизни простых людей. В данном отрывке, показывая все прелести русской армии, автор показывает противоречие в жизни и контрас двух миров : Бедные и богатые. Отражается двуличность людей. Главный герой становится свидетелем страшных вещей: как за милой и искренней улыбкой генерала, скрывалась жестокость, безчеловечное отношение к молодому и слабому солдату. Это дало понять, что царская семья таит за собой ту самую чёрную сторону. Один вечер смог поменять жизнь Ивана Васильевича, обрести любовь и шанс на личное счастье. Любовь не только к Вареньке, а так же уважение к отцу. Утренняя картина, та же противоположность балу, заставляет отказаться от светлых чувств и частичной симпатии.
Действие рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник" происходит не в Дагестане, а в Чечне. Именно там, направляясь из крепости Воздвиженской в крепость Грозную, Л.Толстой едва не попал в плен к чеченцам. Этот эпизод вошёл в рассказ "Кавказский пленник". А проходя службу в станице Старогладовской на левом, русском берегу Терека, Л.Толстой имел возможность общаться с чеченцами, проживавшими на правом берегу Терека. В Старогладовской происходит действие повести "Казаки", в которой Л.Толстой также называет чеченцев татарами.
Дело здесь не в том, что писатель будто бы по ошибке "принял чеченцев за татар". Дело в том, что в русском языке 19 века слово "татары" имело иное значение, чем сейчас. В Поволжье, на Кавказе, в Крыму, в Причерноморье вплоть до конца 1920-х годов не было народа, который сам себя называл бы на своём языке "татары". В русском языке слово "татары" в то время было не этнонимом, а собирательным названием нерусских народов, населявших бывшую "Золотую Орду". В этом смысле слово "татары" по отношению к горцам Кавказа употреблялось и Л.Толстым, и М.Лермонтовым, и другими русскими писателями.
Как это собирательное название сформировалось, и как советская власть заставила казанцев и крымцев признать себя "татарами" - это отдельный вопрос.
Издевательства "высшего" общества над "низшим" и все ужасы жизни простых людей. В данном отрывке, показывая все прелести русской армии, автор показывает противоречие в жизни и контрас двух миров : Бедные и богатые. Отражается двуличность людей. Главный герой становится свидетелем страшных вещей: как за милой и искренней улыбкой генерала, скрывалась жестокость, безчеловечное отношение к молодому и слабому солдату. Это дало понять, что царская семья таит за собой ту самую чёрную сторону. Один вечер смог поменять жизнь Ивана Васильевича, обрести любовь и шанс на личное счастье. Любовь не только к Вареньке, а так же уважение к отцу. Утренняя картина, та же противоположность балу, заставляет отказаться от светлых чувств и частичной симпатии.
Действие рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник" происходит не в Дагестане, а в Чечне. Именно там, направляясь из крепости Воздвиженской в крепость Грозную, Л.Толстой едва не попал в плен к чеченцам. Этот эпизод вошёл в рассказ "Кавказский пленник". А проходя службу в станице Старогладовской на левом, русском берегу Терека, Л.Толстой имел возможность общаться с чеченцами, проживавшими на правом берегу Терека. В Старогладовской происходит действие повести "Казаки", в которой Л.Толстой также называет чеченцев татарами.
Дело здесь не в том, что писатель будто бы по ошибке "принял чеченцев за татар". Дело в том, что в русском языке 19 века слово "татары" имело иное значение, чем сейчас. В Поволжье, на Кавказе, в Крыму, в Причерноморье вплоть до конца 1920-х годов не было народа, который сам себя называл бы на своём языке "татары". В русском языке слово "татары" в то время было не этнонимом, а собирательным названием нерусских народов, населявших бывшую "Золотую Орду". В этом смысле слово "татары" по отношению к горцам Кавказа употреблялось и Л.Толстым, и М.Лермонтовым, и другими русскими писателями.
Как это собирательное название сформировалось, и как советская власть заставила казанцев и крымцев признать себя "татарами" - это отдельный вопрос.