«царевна-лебедь» — картина михаила врубеля[1], посвященная персонажу оперы н. а. римского-корсакова «сказка о царе салтане» (по одноимённой сказке пушкина). царевна с полотна врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. изображена царевна-лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город леденец, выполненные художником). «но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. в эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. художник наделяет свой образ демоническими чертами. царевна-лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5]. а. п. иванов говорил об этой картине: «не сама ли то дева-обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий? », имея в виду персонаж из «слова о полку игореве».
Чудики в рассказах Шукшина - это люди не от мира сего,
фантазёры и мечтатели.
Мечтают "чудики" о высоком и вечном, но абсолютно
недостижимом.
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе "Чудик".
Чудиком называет главного героя жена.
Именно заметная другим чудаковатость и становится
его основной проблемой и бедой:
"Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно
что-нибудь случалось.
Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в
какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные".
Но все эти поступки герой делает от чистого сердца,
считая, что это на пользу людям.
Он раскрашивал детскую коляску племянника,
думая этим порадовать сноху. А радости не было.
Был скандал из-за испорченной вещи.
Его, Василий Егорович Князев сельский
киномеханик. Он незлобив искренен,
открыт сердцем, как ребенок.
Доброта не позволяет ему взять верх в семейной жизни.
Зато жена безбоязненно может стукнуть его по голове
пару раз шумовкой. При этом не возникает в душе
Князева зла, он нежно любит свою супругу, пишет ей
романтичные, как семнадцатилетний мальчик, послания:
"Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь".
Подписывается он под этим шедевром Васятка".
И в этом он весь.
Да, он деревенский парень, Васятка, а не какой не
Василий Егорыч, мужчина тридцати девяти лет от роду.
Брат Василия, встретившись с ним в городе, искренне
радуется. Он счастлив пообщаться наконец с родной душой.
Нелегко живется Дмитрию, в его жене много "злости".
Муж её и приехавший к нему брат НЕ ТАКИЕ.
Возвращение домой, в родную стихию, вызывает
у Чудика искреннюю радость.
Босиком он бежит по тёплой мокрой земле, высоко
подпрыгивает и громко поет любимую песню.
Он счастлив и свободен от тех предрассудков,
которые мешали ему быть самим собой в городе.
Автор любуется им любуется и читатель.
На первый взгляд в рассказе почти ничего не происходит.
Ну съездил герой к родственникам, ну деньги потерял,
за что получил от жены шумовкой, ну с людьми в дороге
пообщался. Никакого тебе криминала, никакой стрельбы,
ни одного убийства .И в то же время рассказ буквально
насыщен протестом чистой человеческой души,
вынужденной жить в корыстном, неблагоустроенном
мире Чудики Шукшина не знают за что борются, не
понимают своей чудности, но продолжают вести
борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить
себя, во внешне смешном бунте человека
Шукшин видел духовное содержание, искаженное
бессмысленной действительностью и отсутствием
культуры, отчаяние людей не умеющих
противостоять житейской злобе, агрессивности.