Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами: Ни огня, ни чёрной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые понять душевное состояние путешественника. С аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик». Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой: Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Нагляжусь не наглядясь. При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья и Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Они не только схожи, но и различны. Ляпкин-Тяпкин - это человек, прочитавший пять или шесть книг и считающий себя «вольнодумцем и образованным» . Он не знает ничего, кроме охоты, берет взятки, хоть и борзыми щенками, но ведь это тоже взятки. Внешность Земляники обманчива: он неуклюжий и неповоротливый человек, но при всем том проныра и плут. Ему безразлично здоровье больных: «если умрет, он и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» . «Больным велено габерсуп давать, а у него по коридорам несет капустой» - говорят про него чиновники. К службе и Ляпкин-Тяпкин, и Земляника относятся одинаково – они оба равнодушны к государству. По-моему, большую неприязнь вызывает Земляника, так как он, в отличие от судьи, понимает, что состояние его больницы ужасно, но ничего не делает. Судья наполовину не осознает значимости его преступлений. Но ни он, ни попечитель богоугодных заведений не задумываются о судьбах горожан и заботятся только о себе.
участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт
находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно
было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому
губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению
лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение
зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека.
Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты Попадаются одне.
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на
грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится
на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ
“полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою
“полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни
ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет
однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые понять
душевное состояние путешественника. С аллитерации поэт
изображает поэтический образ художественного пространства – печальные
поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная,
долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне
ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”,
“сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир
лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На
небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках.
Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться
своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые
верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк
в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит.
Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк,
звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой
композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик». Но долгая дорога
имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.
При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без
религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру,
его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя
приводит героя Пушкина к гармонии.
попечитель богоугодных заведений. Они не только схожи, но и различны. Ляпкин-Тяпкин - это человек, прочитавший пять или шесть книг и считающий себя
«вольнодумцем и образованным» . Он не знает ничего, кроме охоты, берет взятки, хоть
и борзыми щенками, но ведь это тоже взятки. Внешность Земляники обманчива: он неуклюжий и неповоротливый человек, но при
всем том проныра и плут. Ему безразлично здоровье больных: «если умрет, он и так
умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» . «Больным велено габерсуп давать, а
у него по коридорам несет капустой» - говорят про него чиновники. К службе и Ляпкин-Тяпкин, и Земляника относятся одинаково – они оба равнодушны к
государству. По-моему, большую неприязнь вызывает Земляника, так как он, в отличие
от судьи, понимает, что состояние его больницы ужасно, но ничего не делает. Судья
наполовину не осознает значимости его преступлений. Но ни он, ни попечитель
богоугодных заведений не задумываются о судьбах горожан и заботятся только о себе.