с литературой Рассказ «Матрёнин двор»:
А) полностью достоверен и автобиографичен;
Б) основан на художественном вымысле;
В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.
2. Повествование в рассказе ведётся:
А) от первого лица;
Б) от третьего лица;
В) двумя рассказчиками.
3. Функция экспозиции в рассказе:
А) познакомить читателя с главными героями;
Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям.
4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:
А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;
Б) и ни о чём не потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;
В) и остался жить там навсегда.
5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:
А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;
В) показал подробности деревенского житья.
В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель — царский ставленник и казнокрад, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную» . В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:
Да не робей за отчизну любезную.. .
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.
В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему — роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.
Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
Л. Н. Толстой: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. ..я, по некоторым признакам усумнившись в правоте православной церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: .. И я убедился, что учение православной церкви есть теоретически коварная и вредная ЛОЖЬ, практически же собрание самых грубых суеверий и КОЛДОВСТВА, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. ..И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей …
Сказано также, что я отвергаю ВСЕ таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению КОЛДОВСТВОМ и, кроме того, нарушением самых прямых указаний