с тестом по литературе. Заранее :) 1. К представителям "городской прозы" относятся:
Выберите несколько ответов
В. Шукшин
Ю. Трифонов
Л. Петрушевская
В. Астафьев
2. Автором поэмы "Москва-Петушки" является:
Выберите ответ
Виктор Ерофеев
Венедикт Ерофеев
Юрий Трифонов
Александр Вампилов
3. Представителями "эстрадной поэзии" являются:
Выберите несколько ответов
А. Вознесенкий
Е. Евтушенко
Н. Рубцов
Р. Рождественский
4. Укажите произведения, которые относятся к литературе постмодернизма:
Выберите несколько ответов
роман В. Пелевина "Жизнь насекомых"
повесть М. Булгакова "Собачье сердце"
поэма А. Твардовского "Василий Теркин"
роман А. Битова "Пушкинский дом"
5. Кто из писателей преподавал русскую литературу в американских колледжах и университетах:
Выберите ответ
Г.В. Иванов
А.А Блок
В.В. Набоков
6. Идею о смерти автора выдвинул:
Выберите ответ
Р. Барт
Ф. Ницше
Р. Декарт
М. Бахтин
7. Третья волна русской эмиграции оначалась в:
Выберите ответ
1950-е гг.
1960-е гг
1990-е гг.
8. Особенностью современной литературы является:
Выберите несколько ответов
интертекстуальность;
интерес к разным культурам;
деление героев на положительных и отрицательных;
размывание границ между элитарной и массовой литературой
соблюдение правила трех единств (места, времени, действия).
9. Укажите поэта, которые не эмигрировал из СССР:
Выберите ответ
М. Цветаева
А. Ахматова
И. Бунин
В. Набоков
10. К особенностям постмодернистской эстетики не относится :
Выберите несколько ответов
принцип единства времени, места и действия;
представление о мире как тексте;
наличие в тексте игрового начала;
наличие у текста воспитательной функции.
11. Укажите философов, чьи работы повлияли на становление и утверждение постмодернизма в культуре:
Выберите несколько ответов
Сократ
Р. Декарт
М. Фуко
Ж. Деррида
И. Кант
Ж. Бодрийяр
12. К представителями "деревенской прозы" относятся:
Выберите несколько ответов
В. Шукшин
Ю. Трифонов
Л. Улицкая
В. Астафьев
13. Выберите термины, которые характеризуют культуру постмодернизма:
Выберите несколько ответов
цитатность,
деконструкция,
сатирический пафос,
нормативность,
эклектика.
14. Укажите произведения, которые относятся к литературе постмодернизма:
Выберите несколько ответов
роман Л. Улицкой "Казус Кукоцкого"
драма А. Вампилова "Утиная охота"
рассказ А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
рассказ В. Ерофеева "Попугайчик"
15. Выберите направление, которое представлено в своременной литературе параллельно с постмодернизмом:
Выберите ответ
классицизм
сентиментализм
реализм
романтизм
16. Первая волна русской эмиграции относится к
Выберите ответ
1916-1925 гг.
1917-1926 гг.
1918-1940 гг.
17. Укажите произведения, которые не относятся к литературе постмодернизма:
Выберите несколько ответов
роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
поэма Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
поэма В. Ерофеева "Москва-Петушки"
роман Т. Толстой "Кысь"
18. Вторая волна русской эмиграции относится к
Выберите ответ
1917-1923 гг.
1924-1940 гг.
1940-1945 гг.
19. К писателям-постмодернистам относятся :
Выберите несколько ответов
В. Сорокин;
Б. Окуджава;
Т. Толстая;
В. Шукшин
В. Астафьев
20. Ведущим направлением в русской литературе конца 20-начала 21-го века является:
Выберите ответ
реализм;
модернизм;
классицизм;
постмодернизм.
21. Автором рассказов "Чудик", "Микроскоп" является:
Выберите ответ
А. Вампилов
В. Шукшин
В. Белов
В. Астафьев
22. Интертекстуальность – это:
Выберите ответ
направление в искусстве, возникшее во второй половине ХХ-го века;
средство художественной выразительности;
текстовая категория, отражающая соотнесенность одного текста с другими;
род литературы.
23. Выберите вариант, в котором верно указано название мемуаров И. Одоевцевой о жизни русской интеллигенции в эмиграции:
Выберите ответ
"На берегах Невы"
"На берегах Сены"
"Окаянные дни"
"Апокалипсис нашего времени"
24. Выберите вариант, в котором верно указана фамилия поэта, высланного из СССР в 1972-ом году по идеологическим причинам:
Выберите ответ
А. Тарковский
Е. Рейн
И. Бродский
Д. Самойлов
25. Автором рассказов "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" является:
Выберите ответ
М. Шолохов
А. Солженицын
В. Распутин
В. Шукшин
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Объяснение: