Самостоятельная работа по повести Н.В. Гоголя «Портрет» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в
больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы
позолоты. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица,
казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою.
Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский
костюм…Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и
все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, как будто разрушая его
гармонию своею странною живостью».
1. Чьё описание дано во фрагменте?
2. С какого литературного приема автор знакомит нас с персонажем?
3. Как портрет попал к молодому художнику?
4. Во фрагменте найдите средства выразительности. Выпишите примеры этих
выразительных средств из текста (не менее трех средств).
5. Создание связного текста. Согласны ли вы с мнением профессора: «Смотри, чтоб из тебя
не вышел модный живописец…Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки,
портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи.
Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от
тебя не уйдет». (Аргументируйте свой ответ, в том числе примерами из текста повести.
Рассуждение должно содержать не менее 7 предложений).
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:
Однако Тёркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Тёркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Тёркин отвечает: "Побьём, отец". Основными чертами характера Василия Тёркина можно считать скромность и простоту. Он убеждён, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Тёркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Тёркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если всё пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Тёркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замёрзшему Тёркину оказывают медицинскую он шутит:
Растирали, растирали.. .
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Тёркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Тёркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле", "сорок душ — одна душа", "переправа, переправа — берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Тёркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Тёркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Тёркин?
Словом, Тёркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Прототипом Василия Тёркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Тёркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.
"Слово о полку Игореве" посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.
Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, "не сдержав юности", двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами "поискать" старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу "Гореславичу". Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.