Саставить план к рассказу. дзед васіль устаў рана, паглядзеў на ўнука, паправіў коўдру, якая спаўзла на падлогу. — спі, унучак. а мой сон недзе згубіўся… максімка пачуў дзедавы словы, працёр вочы кулачком: — дзядуля, а дзе твой сон згубіўся? — дзе, пытаеш? я і сам не . ляжу, а не спіцца, усё ўспамінаю розныя здарэнні, перабіраю іх у памяці… а ты чаго не спіш? — хітравата прыплюснуў вочы дзед. — не , — пакруціў галавой максімка, а потым прапанаваў: — а давай сёння пашукаем твой сон, а? — добра, — згадзіўся дзядуля. яны і бабулі пакарміць парсючка, курэй, сабаку, а пасля і самі паснедалі. — ну што ж, пайшлі, унучак, мой сон шукаць, — узняўся зза стала дзед васіль. яны выйшлі на двор, узялі кош і пакіравалі на вуліцу. шырокая вясковая вуліца вывела іх на вузенькую сцежку, якая бегла полем, а потым звярнула ў лес. там спявалі птушкі. павольна, быццам на парашуціках, падалі долу першыя жоўтыя лісточкі. — дзядуля, глядзі, што я знайшоў! — пахваліўся максімка і паказаў баравічок. грыбоў назбіралі поўны кошык. дадому лясныя дарункі нёс дзед васіль. максімка толькі зрэдку браўся за дужку, падсабляў. прытупалі ў вёску, адчулі, што натаміліся. ды вось цікава: абодва зусім забыліся, чаго хадзілі ў лес. здаецца, сон шукаць, а назбіралі грыбоў. селі на лавачку каля хаты, адпачываюць. дзед сядзеўсядзеў ды неўпрыкмет1 і вочы заплюшчыў — заснуў. выглянула з веснічак2 бабуля, убачыла поўны кошык грыбоў, далонямі пляснула ад здзіўлення. — цішэй, бабуля, — шэптам папрасіў максімка. — дзед сон знайшоў!
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отбрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.
Николай Васильевич Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Детство и юность Гоголя в деревне Васильевка. По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе» , которые Николай Васильевич.. . поместил близ Диканьки, тут-то он видал этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом» , — утверждал первый биограф Гоголя, украинский писатель Пантелеймон Кулиш. В повести «Ночь перед Рождеством» автор с фантастических приемов изобразил реальную жизнь украинского народа, с ее радостями и печалями, весельем и заботами, мечтами и переживаниями.
Следуя традициям народного творчества, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой, невежеством, хитростью и жадностью. Эти отрицательные, враждебные народному характеру черты автор воплощает в сказочных образах черта, ведьмы и другой нечистой силы. Они предстают в повести на фоне реального украинского быта: у Солохи в хате валяются пустые мешки, кум и богатый казак Чуб бродят по заснеженной улице в поисках шинка, молодежь колядует под окнами и поет веселые песни.
Ведя упорную и непреклонную борьбу с природой и враждебными силами, народ испытывает потребность приукрасить и возвеличить эту борьбу. Поэтому образы сказочных героев и рассказы об их похождениях пронизаны юмором. Лукавая и лицемерная Солоха превращается в ведьму, а находчивому и энергичному Вакуле противопоставлен хитрый, но незадачливый черт.
В образах отрицательных персонажей повести нет ничего мистического, их похождения вызывают не страх, а веселый, добродушный смех. Так, например, вполне обыденно описано появление на небе ведьмы: «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на помеле» . Сказочные персонажи гармонично вплетаются в создавшую их вольную народную жизнь и наполняются всеми ее богатыми красками. Ведьмы и черти часто вмешиваются в повседневную жизнь героев. И люди даже заставляют нечистую силу служить им, устранять препятствия на их пути к счастью.
Жизнерадостным, добрым чувством наполнена вся повесть. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, какой она должна быть и какой представляется народу в его мечтах.
Подробнее - на -