В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова. Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский
Комедия А.С Грибоедова "Горе от ума" имела ошеломляющий - и совершенно заслуженный - успех.
Первоначально она была задумана как классицистическое произведение, и в ней прослеживаются черты классицизма - например, соблюдено правило трех единств: времени, места и действия. Однако Грибоедов далеко вышел за рамки классицизма, и в пьесе немало черт реализма, который в то время в русской драматургии был внове. В пьесе социальный конфликт переплетается с любовным, что также было новаторским.
Характеры персонажей в "Горе от ума" тоже своеобразны. Для классицизма характерно сравнительно схематичные герои - как правило, герой является носителем какой-то одной явно выраженной черты. У Грибоедова же характеры "живые" и не столь однозначные. Например, Чацкий по всем правилам — положительный герой, носитель передовых идей. Однако у него есть и недостатки: он невоздержан в оценках людей, резок, вплоть до оскорблений. Фамусов — консерватор, представитель "века минувшего". Он осуждает Чацкого, но все же пытается быть терпимым. К тому же он заботливый отец, радушный хозяин и в общем-то незлобивый человек. Софья отвергает влюбленного Чацкого, но также не вызывает у зрителя безоговорочного осуждения. Ее поступки вполне объяснимы обидой и на резкие слова Чацкого, и на то, что уехал надолго, оставив ее одну, и не писал писем. Такой неоднозначный подход к персонажам характерен для реалистических произведений.
Еще одним новаторством стало то, что Грибоедов использовал в комедии вольный ямб, или, как его еще называют, басенный стих. Это позволило автору передать интонации разговорной речи, что оживляло действие.
Стоит также отметить меткий, точный, афористичный язык комедии. Многие фразы из нее превратились в поговорки и афоризмы.
Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский
Комедия А.С Грибоедова "Горе от ума" имела ошеломляющий - и совершенно заслуженный - успех.
Первоначально она была задумана как классицистическое произведение, и в ней прослеживаются черты классицизма - например, соблюдено правило трех единств: времени, места и действия. Однако Грибоедов далеко вышел за рамки классицизма, и в пьесе немало черт реализма, который в то время в русской драматургии был внове. В пьесе социальный конфликт переплетается с любовным, что также было новаторским.
Характеры персонажей в "Горе от ума" тоже своеобразны. Для классицизма характерно сравнительно схематичные герои - как правило, герой является носителем какой-то одной явно выраженной черты. У Грибоедова же характеры "живые" и не столь однозначные. Например, Чацкий по всем правилам — положительный герой, носитель передовых идей. Однако у него есть и недостатки: он невоздержан в оценках людей, резок, вплоть до оскорблений. Фамусов — консерватор, представитель "века минувшего". Он осуждает Чацкого, но все же пытается быть терпимым. К тому же он заботливый отец, радушный хозяин и в общем-то незлобивый человек. Софья отвергает влюбленного Чацкого, но также не вызывает у зрителя безоговорочного осуждения. Ее поступки вполне объяснимы обидой и на резкие слова Чацкого, и на то, что уехал надолго, оставив ее одну, и не писал писем. Такой неоднозначный подход к персонажам характерен для реалистических произведений.
Еще одним новаторством стало то, что Грибоедов использовал в комедии вольный ямб, или, как его еще называют, басенный стих. Это позволило автору передать интонации разговорной речи, что оживляло действие.
Стоит также отметить меткий, точный, афористичный язык комедии. Многие фразы из нее превратились в поговорки и афоризмы.