Казачий атаман. именно он сопровождает императора александра павловича во время поездки в . в отличие от императора, п. показан нам как патриот своей страны. он уверен, что мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. именно он разоблачает , когда отворачивает замок у пистолета и видит там надпись с именем мастера. из-за своего прямодушия п. теряет хорошее расположение николая павловича. примечательно то, что п. не признает личного достоинства людей, зависящих от него. побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. п. оказался единственным человеком, который попытался заболевшему левше вернуться в россию. вот ещё одна характеристика:платов матвей иванович [6(17).8. 1751, станица старочеркасская, ныне аксайского р-на ростовской обл. , -3(15). 1.1818, новочеркасск] , войсковой атаман донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), граф (с 1812). род. в семье войскового старшины. начал службу с 13 лет. участвовал в рус. -тур. войне 1768-74, был произведён главнокомандующим в. м. долгоруковым в офицеры, командовал сотней, с 1771 - полком. в 1775 участвовал в подавлении крестьянской войны под руководством е. и. пугачёва. в 1782-83 служил на кубани и в крыму под команд. а. в. суворова. во время рус. -тур. войны 1787-91 участвовал во взятии очакова (1788) и штурме измаила (1790), командуя колонной, а затем всем лев. крылом. с 1788 походный атаман войска донского. в 1797 заподозрен павлом i в заговоре, сослан в кострому, а затем заключён в петропавловскую крепость. в янв. 1801 освобождён и назначен гл. войскового атамана донского войска, а вскоре -войсковым атаманом. в 1806-07 участвовал в войне с францией, в 1807-09 -с турцией. во время отечеств, войны 1812 успешно командовал донским казачьим корпусом. его смелые и решит, действия способствовали разгрому наполеоновских войск. завоевал популярность как герой войны 1812. участник кампаний 1813-14. в 1814 сопровождал александра i в поездке в великобрита* нию, где был торжественно встречен и получил диплом почётного доктора оксфордского университета. в новочеркасске п. поставлен памятник работы п. к. клодта.
"кавказский пленник" льва толстого учит читателя разбираться в людях. учит сравнивать и анализировать поступки и поведение людей и определять свои жизненные приоритеты, понимать как нужно жить, чтоб не ведать печалей и не попадать в сложные передряги. по вине одного из товарищей, два друга попали в плен. только один ведет себя как достойный человек мужчина, выходит здоровым и сильным духом человеком, а второй наоборот, пытаясь спрятаться за спинами других, все время жалуясь и ропща на судьбу - теряет в конечном итоге человеческий облик и здоровье.