Сделать Характеристику Швабрина из повести Капитанская дочка по плану:
героев
2. Первое появление в романе
3. Портреты героев, динамика портретов
4. Поступки, отражающие внутреннюю свободу или несовбоду героев
5. Черты личности героев
6. Динамика характера героев
7. Речевые характеристики героев
8. Оценка героев другими персонажами
9. Авторское отношение к героямвтором.
Почему автор озаглавил повесть именем героини?
Какое значение имеет место действия рассказа?
Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
Как рисует Куприн образ главной героини?
Почему для большинства местных жителей, крестьян — соседей Олеси, она — колдунья, «ведьмака»?
Слово «колдунья» многозначно. Оно означает не только злую ведьму, но и кудесницу, добрую волшебницу, чаровницу.
Для Куприна Олеся — ведьма, соблазнившая Ивана Тимофеевича, или волшебница, открывшая герою красоту любви? Докажите вашу точку зрения.
Соответствует ли имя героини ее колдовской сути? Какому значению слова «колдунья» оно больше подходит?
За что соседи ненавидят и преследуют Олесю? Кого и почему автор выбрал для сопоставления с Олесей?
Отчего объектом сопоставления стал заезжий «паныч»? Что привлекло героиню в Иване Тимофеевиче?
Профессия, к которой стремится Иван Тимофеевич, — писатель, — случайно ли она дана автором своему герою?
Есть ли общее в мастерстве писателя и колдуна?
В чем особенность изображения героя-рассказчика?
Вам понравилась Олеся? За что ее, по сути дикарку, далекую от цивилизации, полюбил изнеженный барин Иван Тимофеевич?
Что принесла с собой Олеся в избу, в момент ее первого появления? О каких человеческих качествах Олеси говорит эта сцена?
Какое качество Олеся больше всего ценила в человеке? Вы согласны с ее оценкой?
Отчего Олеся фактически отвечает отказом на предложение Ивана Тимофеевича? Ведь мечтой любой девушки во все времена было услышать признание и предложение руки и сердца от любимого ею человека?
Сохранит ли Олеся свою любовь к Ивану Тимофеевичу на всю оставшуюся жизнь?
Отчего Олеся так безжалостно характеризует Ивана Тимофеевича: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать... Сердце у вас холодное, ленивое»? Согласны ли вы с ее выводами?
Корректно ли утверждать, что, не поборовшись за свое счастье, Иван Тимофеевич предал свою и Олесину любовь?
Прочитайте эпизод посещения Олеси церкви. Почему Иван Тимофеевич, понимавший, чем для Олеси может закончиться этот поход, не остановил, не уберег любимую девушку?
Отчего автор называет взаимоотношения своих героев «наивной очаровательной сказкой любви»? У сказок должен быть счастливый конец. А какой конец в данном произведении?
Какой цвет сопровождает образ Олеси? Как вы думаете, почему?
Оцените роль детали в повествовании на примере красных бус в финале произведения. Что они олицетворяют?
Почему счастье героев оказалось таким коротким?
В чем, по-вашему, идея рассказа?
Что осталось от любви к Олесе в душе Ивана Тимофеевича?
А в вашей душе после прочтения всего рассказа?
«Гранатовый браслет»
В основе произведения лежит реальный факт — история скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.
Из воспоминаний Л. Любимова:
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может тол какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Он то сердился на мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший жених моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин: отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».