сделать пересказ (5 класс стр. 261 -263 Коровина, Коровин, Журавлев 1 часть) Писатель родился в семье купца Павла Егоровича Чехова, Его дед был крепостным, а отец служил приказчиках, потом от крыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, он был человеком «тре бовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнём провинившихся братьев... Доставалось ино гда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи ис ключительно деликатным и мягким по натуре... Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания». Павел Ero рович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками, - словом, искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Причём хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он заставлял петь в хоре, посещать все спевки почти каждый вечер. Отец знал цену образованию, поэтому стремился учить детей торговать в лавке, обучаясь ремёслам, исполняя разные домаш ние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Содер жащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Ф. Н. По кровский, законоучитель, вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо Священной истории рассказывал о литера туре - о Пушкине, Гёте и Шекспире. У Покровского были свои странности: он давал ученикам смешные прозвища. Он прозвал будущего писателя Антоша Чехенте — это имя стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова. Уже в гимназические годы Чехов увлекался театром и лите ратурой, В театр он ходил с братом Иваном, часто они грими ровались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии посещение театра допускалось только с разрешения гимнази ческого начальства и в сопровождении родителей. Возвраща ясь из театра, братья оживленно обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перево
площаясь то в старика, то в женщину, то в юношу. Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Алек сандр стал писателем, Николай — художником, Михаил — лите ратором, Иван - выдающимся педагогом, сестра Мария обла дала незаурядными художественными О себе, своих братьях и сестре Антон Павлович писал: « Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, любил импро визировать, обладал даром перевоплощения. Однажды Чехов явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостын Иногда Антон изображал зубного врача. Долго и сосредоточенно он раскладывал инструменты, а старший брат в роли пациента сидел напротив и замирал от страха. Антон лез в рот Александру с щипцами для углей, тот вопил от боли, а «доктор» с серьёзным видом его успокаивал. Гомерический хохот сопровождал эту сце ну. Знаменитая «Хирургия» написана явно под влиянием этого маленького домашнего спектакля, Правда, сюжетом для рассказа послужил случай, происшедший в земской больнице, где рабо тал знакомый Чехова — врач П. А. Архангельский. Брат писателя вспоминал об этом: «Однажды в Воскресенскую больницу при шёл на приём больной с зубной болезнью. Архангельский был занят с другим, более серьёзным больным и поручил прикоман дированному к нему студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента вместо больного здоровый зуб. Вырвал и сам испугал ся... Студент стал рвать больной зуб и сломал на нём коронку. Пациент выругался и ушёл».
С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал «Зайка», пробует свои силы в драматургии. Все члены семьи переезжают в Москву, поскольку отец оказался несостоятель ным должником. Шестнадцатилетний Антон Чехов остается в Таганроге семье. В эти трудные годы он выдержива ет первое испытание характера, Не удовлетворенный казенной системой преподавания в гимназии, он много читает, становится одним из самых первых читателей городской библиотеки, увле- кается описаниями путешествий, читает произведения Серванте са, Тургенева, Шекспира и др., его интересуют юмористические журналы. С сентября 1879 года Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. В 1884 году Чехов за кончил Университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А. П. Чехов». Родители были счастливы, но вскоре он почти отошёл от врачебной работы, литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата.
Уже в первых рассказах Чехов откликается на самые зло бодневные вопросы, заставляет читателя не только смеяться, но и негодовать. Он создает такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Пересолил».
ОтвеМазепа, в думу погруженный,
Взирал на битву, окруженный
Толпой мятежных казаков,
Родных, старшин и сердюков.
Вдруг выстрел. Старец обратился.
У Войнаровского в руках
Мушкетный ствол еще дымился.
Сраженный в нескольких шагах,
Младой казак в крови валялся,
А конь, весь в пене и пыли,
Почуя волю, дико мчался,
Скрываясь в огненной дали.
Казак на гетмана стремился
Сквозь битву с саблею в руках,
С безумной яростью в очах.
Старик, подъехав, обратился
К нему с во Но казак
Уж умирал. Потухший зрак
Еще грозил врагу России;
Был мрачен помертвелый лик,
И имя нежное Марии
Чуть лепетал еще язык.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит:32
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Но где же первый, званый гость?
Где первый, грозный наш учитель,
Чью долговременную злость
Смирил полтавский победитель?
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
Зачем король не меж гостей?
Зачем изменник не на плахе?33
Верхом, в глуши степей нагих,
Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.
Опасность близкая и злоба
Даруют силу королю.
Он рану тяжкую свою
Забыл. Поникнув головою,
Он скачет, русскими гоним,
И слуги верные толпою
Чуть могут следовать за ним.
Обозревая зорким взглядом
Степей широкий полукруг,
С ним старый гетман скачет рядом.
Пред ними хутор... Что же вдруг
Мазепа будто испугался?
Что мимо хутора помчался
Он стороной во весь опор?
Иль этот запустелый двор,
И дом, и сад уединенный,
И в поле отпертая дверь
Какой-нибудь рассказ забвенный
Ему напомнили теперь?
Святой невинности губитель!
Узнал ли ты сию обитель,
Сей дом, веселый прежде дом,
Где ты, вином разгоряченный,
Семьей счастливой окруженный,
Шутил, бывало, за столом?
Узнал ли ты приют укромный,
Где мирный ангел обитал,
И сад, откуда ночью тёмной
Ты вывел в степь... Узнал, узнал!т:
Объяснение: