Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой то потери. Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи. В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.Следующая картина противоположна первой: она статична: «Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят». Но прием олицетворения оживляет и ее.А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.Все живое встречает по своему осень, поэтому и «зверь отважный скрыться где нибудь спешит». Интересен эпитет «отважный», им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни
Работу над романом Лермонтов начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. «Герой нашего времени» первоначально не задумывался как роман, поэтому печатались повести постепенно в журнале «Отечественные записки» . С 1839 по 1840 вышли повести «Бэла» , «Фаталист» , «Тамань» под рубрикой «Записки офицера о Кавказе» . Потом были добавлены повести «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» . Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века» . В 1841 г. ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Лермонтов заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Но перед нами не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени - это личность, сформированная данным веком, и ни в какую другую эпоху подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени. Однако свой роман "едких истин" Лермонтов создает не для того, чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало, чтобы люди увидели себя, взглянули в собственное лицо, постарались понять себя самих. Это и есть главная задача лермонтовского романа. «Собрание повестей» , объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.
Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века» .
В 1841 г. ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Лермонтов заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Но перед нами не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени - это личность, сформированная данным веком, и ни в какую другую эпоху подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени. Однако свой роман "едких истин" Лермонтов создает не для того, чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало, чтобы люди увидели себя, взглянули в собственное лицо, постарались понять себя самих. Это и есть главная задача лермонтовского романа.
«Собрание повестей» , объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.