Сделайте анализ стиха Шел торопливо поезд,
Шел через Каменный пояс —
Через Уральские горы,
Минуя разлив пихтача.
Скорей на вершину взбежать бы,
Но снова, утесами сжатый,
В скалистые коридоры
Сердито влетал, грохоча.
Казалось, что поезд сорвется
И рухнет на дно колодца,
Останется там навеки
Бесформенной массой лежать, -
Послушный руке человека,
Он все-таки кверху рвется,
Лишь грохот в горах раздается
Да стекла в купе дребезжат.
Шатаясь, он брел лабиринтом
И горы молил:
&guot;Отодвиньтесь!»
Но каменной хваткою туже
Его зажимает Урал.
Тогда, свирепея от гнева,
Рванул он отчаянно влево,
Натужился, ухнул и, дымный,
Ворвался на перевал.
И здесь нам открылись дали,
Каких мы еще не видали:
Внизу буреломы и чащи
Прочерчены стрелами рек,
Блестят голубые озера,
Синеют далекие горы —
Так вот он, простор настоящий,
Где робок еще человек.
А поезд все дальше стремится.
Теперь он уж гор не боится
И движется неутомимо
Открытым путем на Восток.
И вот он уже исчезает...
А в небе клубится и тает
Чуть видное облачко дыма,
Да издали слышен гудок.
Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.
После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта. В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.
Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.
В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь
Объяснение:
Надеюсь
Объяснение:
- Герои рассказа.
“Память – поддержка и опора героев Воробьѐва. Человек возвращается домой. Человек в
памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,-
пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даѐт покоя героям.
- Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное
состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания
психологического состояния героев ).
-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.
(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски любимого, не
вернувшегося из разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде
увидеть Таню. Девушка уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своѐм
произведении всегда еѐ от врагов”).
Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даѐт им покоя. Их верность – свята.
-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и
верности?
(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героиниЛебедева. “Говорящая” фамилия).
-Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю
Тани. Она жива!)
-Найдите в тексте слова старика о любви: «А настоящая любовь … она будто все время в
весне ты живешь, в саду … А сад тот цветет и цветет, и ни ему нет конца, ни твоей
радости края». Эти слова предшествуют рассказу незнакомого старика о любви
человеческой. Согласны ли вы с авторскими метафорами в описании настоящего чувства?
- Особенности рассказа.
(Контраст. Фольклорные элементы: название, диалектные слова, повторы слов .
Временные рамки: начало и конец рассказа – осень. Лирические отступления. )
-В чѐм смысл названия рассказа – “Гуси - лебеди”?
-Какова идея произведения?
- Чем каждого из вас поразил рассказ?
Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание, и
проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через
горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.
-Как герои произведения относятся друг к другу? Они любят и любимы. Но обратите
внимание на парадокс: молодые люди ни разу не показаны вместе, рядом, мы не слышим
разговоров о любви, признаний. Хотя для влюбленных это так естественно . Что же
позволяет нам говорить о глубоком чувстве , соединяющем Таню и Сергея?
Да, поступки всегда красноречивее: готовность пожертвовать собой, пойти на верную
смерть, только бы найти и вернуть любимого – разве не говорит все это само за себя и не
заменяет тысячи красивых, но все же только слов!
-Как вы думаете, для чего включена в рассказ история о красивых птицах?
-Какое еще развитие получает образ лебедя в произведении? Что он символизирует?
-Как в связи с этим воспринимается название рассказа? ( Ученики говорят о верности, о
любви). Не напоминает ли оно вам детство, сказки? Конечно же, русскую народную
сказку «Гуси-лебеди»! Странная ассоциация, так ведь разговор мы ведем «о человеческой,
нашей русской любви…»
-Найдите в тексте слова старика о любви: «А настоящая любовь … она будто все время в
весне ты живешь, в саду … А сад тот цветет и цветет, и ни ему нет конца, ни твоей
радости края». Эти слова предшествуют рассказу незнакомого старика о любви
человеческой. Согласны ли вы с авторскими метафорами в описании настоящего чувства?
- Как заканчивается рассказ, для чего, по-вашему, автор использует такой прием?
7. Обобщение. Слово учителя. К.Д. Воробьев пытался выразить в своих произведениях
незыблемое в нашей «временной» жизни: любовь, верность, благородство, порядочность.
Ни время, ни обстоятельства не являются преградой для мужественных сердец. Именно
любовь преодолеть все преграды главным героям, Сергею Марьянову и Татьяне
Лебедевой. Каждый из них не верит в гибель любимого человека. Окончание рассказа
доброе, какое-то сказочное… Жизнь сильнее войны!