Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий. Каким образом это отражается в композиции рассказа? Где Вы побывали вместе с автором?
Какие подлинные факты и события легли в основу рассказа?
Что увидел Толстой, а вместе с ним и Вы, читатели?
Почему Толстой пишет: «Да! Вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь? О каком разочаровании идет речь?
Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает Вам автор? Зачем?
Каковы особенности изображения Толстым человека на войне?
В чём заключается реализм Толстого в изображении войны?
Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого?
Что такое война в понимании писателя
Писатель размышляет о том, как надо жить,
чтобы маленькая жизнь неизвестного цветка
оказалась достойной былью сказки. Читая эту сказку, мы оказываемся в мире доброго волшебства, где
ветер творит чудеса и из одного семечка
появляется на свете маленький цветок. Таким чудом является все в жизни. Ведь неслучайно автор детально описывает,
как рождается новое на земле: "Долго томилось это семечко, а потом напиталось
росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски
корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти" . Сложно выживать неизвестному
цветку, но превыше всего в нас стремление жить.
Терпение преодолеет абсолютно любые трудности:
"…пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь
сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья". Такими истинами пронизана сказка.
Сравнение Стихотворение А. Фета "Печальная береза... " Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, – И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я наблюдать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. 1842 г. и стихотворение С. Есенина "Береза" Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913 г. Различие обнаруживается с самых первых определений. У Фета береза «печальная» , у Есенина - «белая» . Можно ли сказать, что слово «белая» имеет смысловую соотнесенность со словом «печальная» ? К печали больше «подходит» черный (темный, во всяком случае) цвет. Белый цвет ассоциируется, как правило, с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием. Но есть и еще разница. «Белая береза» - устойчивое словосочетание, традиционное для России, имеющее положительный подтекст, но в то же время не субъективно-оценочное. «Печальная береза» - выражение явно субъективное, связанное с определенным умонастроением наблюдателя. Фет именно так видит зимнюю березу, и именно Фет так видит… У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина - живое самостоятельное существо в живой природной семье. Береза Фета - объект не только по отношению к лирическому субъекту, но и среди других природных явлений. Она разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда (сравнение довольно любопытное, заставляющее думать, что лирическому субъекту вспоминается лето) , а у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как будто девушка задумалась перед свиданием) . Субъективность в стихотворении Фета очевидна: И радостен для взгляда Весь траурный наряд (“траурный” – белое на черном) ; «И жаль мне...» ; «красу ветвей» . Но эта субъективность - свидетельство субъект-объектного видения мира (лирический субъект передает в терминах поэтической речи свое восприятие природного объекта) . У Есенина - нечто совершенно иное. Прежде всего, в его стихотворении виден антро одушевление природы, приписывание ей человеческих свойств с белого цвета. Береза Есенина - самостоятельный субъект наряду с другими субъектами («заря, лениво обходя кругом...») . И мы вправе сделать вывод о том, что отношение лирического «я» к природе в стихотворении Есенина - субъект-субъектное. Здесь два принципиально разных мировидения. Одно можно определить так: мир - вне меня; я и мир существуем раздельно, но не мир смотрит на меня, а я - на мир; и это моя привилегия - видеть мир таким, каким только я могу его видеть. Другое - я внутри мира, и поэтому мир и я нераздельны и неслиянны; я вижу мир, и мир видит меня; и это привилегия мира - рассматривать меня в качестве объекта. Отсюда - разные эстетические подходы к изображению мира. В одном случае художник волен использовать любые ассоциации, которые возникают в его сознании по поводу изображаемого, выражать свое эмоциональное отношение к тому, что он описывает; в другом же случае происходит своеобразный диалог между художником и субъектным миром. Таковы мировоззренческие позиции и эстетические программы двух больших русских поэтов. Стихотворение написано через год после отъезда Есенина из родного села. И то слияние с описываемым, есть выражение тоски по дому человека, лишенного уравновешенности (как о нем свидетельствуют биографии) . Какое-то отношение к неуравновешенности имеет и то, какую обыкновенность – всего-навсего заснеженную березу - в ранг какой ценности автор возносит: дважды он одаряет ее «серебром» , видит ее «в серебряном огне» (драгоценные все металлы).