• Сформулируйте 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса к тексту. Этнотуризм становится популярным и в Казахстане. В Таразе сегодня возрождается древний караван-сарай «Торткуль», и именно об этом рассказала руководитель Жамбылского молодежного центра «Айналайын» Айгуль Розакова в интервью корреспонденту МИА «Казинформ».
- Возвращение к национальным истокам, интерес к простой сельской жизни сегодня становятся популярными во всем мире. Расскажите о проекте «Торткуль».
- «Торткуль» сейчас становится настоящим порталом в древний мир. Этот проект осуществляет управление туризма акимата Жамбылской области. Здесь у нас есть бабушки - участницы ансамбля «Асыл ана», которые являются хранительницами старинных национальных обычаев и ритуалов. В дни летних каникул к нам ездят много экскурсий школьников. Бабушки рассказывают им об этих традициях, о старинном укладе быта, о том, как готовить старинную еду. Вот, например, бабушки учили нас молоть зерно, крупы на древней мельнице - «дермен». Эта мельница прокормила наш народ. Еда, приготовленная нашими бабушками, была сытная и натуральная. Сейчас мы это не используем. Забыли мы и табанан, хлеб на кизяках, а ведь для этого нужны только мука и вода. А как вкусен такой хлеб со свежим сливочным маслом, которое мы здесь же и взбиваем старинным образом. Иностранцы в восторге от такой еды!
- О каких древних традициях рассказывают на ваших семинарах?
- Есть один старинный обычай, который сегодня уже практически забыт, - наливание воды после принятия пищи. Начиная с четырехлетнего возраста дети должны были с кувшином и полотенцем обойти всех гостей, чтобы присутствующие могли помыть руки. Есть в этом обычае глубокий социальный и философский смысл. Ведь не просто так подавали мыть руки, а по старшинству и значимости в обществе. Ребёнок с детства уже приучался проявлять уважение к членам своего рода и общества. Конечно, первым подавали старшим. Но если это гости, пусть даже они и младше, то сначала подавали гостям.
- Интересно, а как сейчас воспринимается этот обычай?
- Детям это очень нравится. Гости нашего Торткуля старшего возраста говорят, что они помнят: в детстве у них такое было. Я их спрашиваю, почему же сейчас вы не учите своих детей этому? Ведь это очень простой социализации ребенка в обществе, он уже с детства понимает, как себя вести со взрослыми людьми, знает свое место в обществе, учится соблюдать субординацию. Ведь в этом и есть смысл программы «Рухани жаңғыру», предложенной нашим Первым Президентом, - возрождение древних традиций нашего народа.
И еще один интересный момент. То, что на сегодняшний день, к сожалению, не выполняется в нашей повседневной жизни, - кому надо давать дорогу. У молодежи, которая бывает у нас, я спрашиваю: вы уступаете дорогу старшим? Нет, говорят, мы не смотрим. А ведь в нашем народе всегда было такое уважение к старшему… Думаю, в наше время неплохо бы возродить эти разумные национальные традиции, которые дают устойчивость семье, устойчивость обществу.
за интервью.
А. С. Пушкин интересовался историей русского государства. Он хорошо знал народное творчество, и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге, и его "Песнь... " очень походит на народную былину.
В этом произведении о князе говорится как о былинном богатыре: ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, "и пращ, и стрела, и лукавый кинжал" не могут нанести ему ран. У Олега был очень хороший конь, который много раз ему жизнь во время сражений. Но, услышав предсказание кудесника, князь расстался с ним, правда, не приказал убить, а отвести на в луга и хорошо за ним ухаживать: он думал, что так сумеет избежать своей смерти. Здесь мы видим князя не богатырём, а обыкновенным человеком, верящим в предсказания, и в то же время порядочным человеком.
Но, наступив на череп коня, он встретил смерть от змеи, выползшей из костей.
Мне думается, что в данной "Песне... " А. Пушкин выразил своё мнение о нижтожности предусмотрительности человека перед судьбой.