Сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией Д.С. Лихачёва: «В образе князя Игоря Святославича подчёркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…»
пьеса “вишневый сад” — последнее произведение антона павловича чехова. был неизлечимо болен и сознавал, что совсем скоро уйдет из жизни. вероятно, именно поэтому пьеса пронизана какой-то особенной грустью, нежностью, лиричностью. «вишневый сад» поражает читателя метафоричностью, глубиной персонажей. каждая сцена здесь многогранна, неоднозначна; каждая деталь становится олицетворением былой, уходящей жизни, но все же такой родной и знакомой.
в пьесе словно встретились три эпохи: прошлое, настоящее и будущее. одни герои живут вчерашним днем, лелея теплые воспоминания о прошлом, другие знают цену времени, заняты повседневными делами и готовы извлечь выгоду и пользу из любого дела, третьи же уверенно смотрят в завтрашний день, заглядывая в будущее еще далекое и неизведанное.
производит неизгладимое впечатление и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. сад – воплощение неизбежно уходящего прошлого, канувшей в небытие привычной, тихой, беззаботной жизни. станиславский в воспоминаниях о чехове писал, что писатель в своем произведении «…обласкал прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе.»
вишневый сад — тихое семейное гнездо, островок покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое и родное, что согревает душу. здесь словно собраны мечты и надежды, стремления и воспоминания раневской и гаева – представителей поколения «прошлого», людей инертных и нерешительных, тех, кто привык к легкой, беззаботной жизни, над которой, казалось героям, не властно само время. персонажи год от года нежно лелеяли кладезь своих воспоминаний, даже не задумываясь о том, что старые порядки вскоре канут в лету и героям придется учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место праздным мечтателям.
так нужно ли спасать вишневый сад? нужно ли спасать старую дворянскую россию, воплощением которой и является этот «персонаж» (образ вишневого сада настолько продуман, осязаем, что его смело можно назвать еще одним «действующим лицом» пьесы)? несмотря на то что вишневый сад является символом минувшего, разве заслуживают нежно хранимые воспоминания быть уничтоженными только потому, что люди «новой эпохи» не сознают их ценности, значимости? нет. сад был и остается все тем же воплощением пусть и не сбывшихся, но все же удивительно добрых, светлых и чистых мечтаний, надежд; отголоском счастливого и беззаботного прошлого, дорогого сердцу главных героев пьесы.
итак, старый уклад жизни меняется под натиском молодых, энергичных, деятельных людей, но это вовсе не значит, что воспоминания о прошлом должны быть уничтожены, ведь память – это часть , культуры. именно поэтому вишневый сад «имеет право на жизнь» и достоин «спасения», ведь «он хранит в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни».