Вэтой главе рассказывается, как вася знакомится с паном тыбурцием. когда на следующий день он пришел в развалины, то валек сказал, что уже и не надеялся снова увидеть его. но вася решительно ответил, что всегда будет приходить к ним. мальчики стали мастерить ловушку для воробьев. нитку дали марусе. она дергала ее, когда привлеченный зерном воробей залетал в ловушку. но вскоре небо нахмурилось, собрался дождь, и дети пошли в подземелье. здесь они начали играть в жмурки. васе завязали глаза, и он делал вид, что никак не может поймать марусю, пока не наткнулся на чью-то мокрую фигуру. это был тыбурций, который поднял васю за ногу над головой и пугал его, страшно вращая зрачками. мальчик пытался вырваться и требовал отпустить его. тыбурций строго спрашивал валека, что это такое. но тому нечего было сказать. наконец мужчина узнал в мальчике сына судьи. он стал спрашивать его, как он попал в подземелье, как давно он сюда приходит, и кому уже успел рассказать о них. вася сказал, что ходит к ним уже шесть дней и никому не говорил о подземелье и его обитателях. тыбурцций похвалил его за это и разрешил и дальше приходить к своим детям. потом отец и сын стали готовить ужин из принесенных тыбурцием продуктов. при этом вася обратил внимание на то, что пан драб был сильно утомлен. это стало еще одним из откровений жизни, которых мальчик много узнал, общаясь с детьми подземелья. во время ужина вася обратил внимание на то, что валек и маруся едят мясное блюдо с жадностью. девочка даже облизывала свои засаленные пальцы. по-видимому, они не часто видели такую роскошь. из разговора тыбурция и «профессора» вася понял, что продукты добыты нечестным путем, то есть украдены. но толкал этих людей на воровство голод. маруся подтвердила слова отца, что она была голодной, а мясо – это хорошо. возвращаясь домой, вася размышлял над тем, что он узнал нового о жизни. его друзья – нищие, воры, у которых нет дома. а с этими словами всегда связано презрительное отношение окружающих. но в то же время ему было жаль валека и марусю. поэтому его привязанность к этим бедным детям лишь усилилась в результате «душевного процесса». но и сознание, что воровать нехорошо, также осталось. в саду вася наткнулся на своего отца, которого всегда боялся, а теперь, когда у него была тайна, боялся еще больше. на вопрос отца, где был, мальчик солгал впервые в жизни, ответив, что гулял. васю страшила мысль, что отец узнает о его связи с «дурным обществом» и запретит встречаться с друзьями.
1. Книги сдела(н-нн)ые из пергамента ценились дороже берест(е-я)ных. 2. Сдела(н-нн)ая из стари(н-нн)ого китайского фарфора эта ваза очень ценилась среди искусствоведов. 3. Коротко стриже(н-нн)ые волосы ее вовсе не казались мне красивыми. 4. И все эти глаза добрые и злые грустные и веселые сейчас были устремлены на меня. 5. Раскрасневшаяся от быстрого бега она была очень хороша собой. 6. Эта пропасть действительно очень глубокая вызывала во мне какой(то) суеверный ужас. 7. В кресле ссутулившись сидела Наташа совершенно измученная долгой дорогой. 8. Не на шутку встревоженная этими известиями мать отправилась к Андрею который по ее мнению мог что-то знать о Павле. 9. Послы преподнесли царице шкатулку. Великолепно раскрашенная лучшими художниками Германии она казалась настоящим произведением и(с-сс)ку(с-сс)тва.
Упражнение № 39
Расставьте и объясните знаки препинания по теме «Сравнительный оборот.» Выполнить синтаксический разбор предложения № 3.
Пантера ласкалась возле моих ног точно ручная кошка. 2. Осенние листья словно разноцветные бабочки кружились в воздухе. 3. Было (по)настоящему холодно и морозный воздух как огонь обжигал легкие. 4. Словно звери набросились враги на русского богатыря но к счастью не смели его одолеть. 5. А по-моему белая стена немного выше чем синяя. 6. Чем дальше мы заходили в лес тем темнее становилось вокруг. 6. Он пользуется широкой известностью как талантливый музыкант. 7. Малыши будто испуга(н-нн)ые зверьки жались к стенам.8. Земля была укутана снегом словно огромным пуховым покрывалом. 9. Мы помним о Суворове как о лучшем полководце России. 10. Над нами висела луна будто огромная головка сыра а вокруг нее словно мыши толпились звезды. 11. Характер у холерика как шторм на море. 12. Тебя как собстве(н-нн)ое сердце нельзя забыть и заменить.
Упражнение № 40
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Обособленные обстоятельства и дополнения». Выполнить синтаксический разбор пятого предложения.
1. Украсив ёлку дети выбежали на улицу и стали играть в снежки. 2. Одевшись Ольга Андреевна вышла на крыльцо и естественно Каштанка тут же с лаем бросилась ей (на)встречу. 3.За исключением двух человек все проголосовали за такое решение. 4. Я ожидал бурного возмущения но к моему огромному удивлению все согласились с принятым решением кроме двух-трех человек. 5. Я заметил что кроме меня все были очень довольны этой лекцией. 6. Мы разумеется будем продолжать эксперимент (не)взирая на все эти трудности 7. Даша не снимая пальто и не разуваясь бросилась к письме(н-нн)ому столу. 8. Рыжий конь пришел к финишу первым (не)смотря на небольшое повреждение колена. 9. Он шел по улице (не)смотря по сторонам. 10. (Не)взирая на мелкие погрешности работа несомненно производила приятное впечатление.
Упражнение № 41
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Разные виды оборотов». Составить словарный диктант из шести слов на правило, к которому относится выделенное слово и объясняя нужную орфограмму.
1. Кроме нескольких сухарей я к сожалению не нашел (з-с)десь н..какой другой пищи. 2. Мы впрочем двигались вперед (не)взирая на пронизывающий ветер. 3. Пшеница к счастью выросла пр..восходная (не)смотря на то что лето выд..лось дождливым.4. Переступив порог послы оказались в огромном зале украшенном еловыми ветками. 5. Испуганный этими криками я разумеется бросился вон из комнаты. 6. Она смотрела на рассыпа(н-нн)ый по полу сахар и по ее лицу текли слезы 7. Все малыши точно ц..плята (з-с)бились в одну кучу. 8. Великая Отечественная война вошла в историю как самая кровопролитная из всех войн. 9. Чем выше мы поднимались тем труднее становилось дышать он поднял эти лохмотья скользкие от грязи. 11. Я однако надеюсь что помимо тебя н..кто (не)узнает моей тайны.
Упражнение № 42
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Уточнение». Выполнить фонетическую транскрипцию выделенных слов.
1. В Нежине (не)большом украинском городке Гоголь закончил школу. 2. Десятого февраля 1837г. умер А. С. Пушкин. 3. В конце зимы десятого февраля 1837 г. скончался А.С. Пушкин. 4. В России сейчас стоят лютые морозы а (з-с)десь в Австралии скоро наступит лето. 5. Петр Гринев главный герой повести «Капитанская дочка». 6. Маша Миронова главная героиня повести «Капитанская дочка» вышла замуж(?) за Петра Гринева. 7. Наверное там на юге р..стут уд..вительные цветы и деревья. 8. Емельян Пугачев лидер крестьянского восстания. 9. На стене висел портрет Лермонтова великого русского поэта. 10. Конечно же моя мама учительница русского языка не могла равнодушно относиться к такой безграмотности. 11. Двадцать второго июня в четыре часа пят(?)надцать минут (по)московскому времени немцы сбросили бомбы на самые крупные города СССР.
ответ-
1. Книги сдела(н-нн)ые из пергамента ценились дороже берест(е-я)ных. 2. Сдела(н-нн)ая из стари(н-нн)ого китайского фарфора эта ваза очень ценилась среди искусствоведов. 3. Коротко стриже(н-нн)ые волосы ее вовсе не казались мне красивыми. 4. И все эти глаза добрые и злые грустные и веселые сейчас были устремлены на меня. 5. Раскрасневшаяся от быстрого бега она была очень хороша собой. 6. Эта пропасть действительно очень глубокая вызывала во мне какой(то) суеверный ужас. 7. В кресле ссутулившись сидела Наташа совершенно измученная долгой дорогой. 8. Не на шутку встревоженная этими известиями мать отправилась к Андрею который по ее мнению мог что-то знать о Павле. 9. Послы преподнесли царице шкатулку. Великолепно раскрашенная лучшими художниками Германии она казалась настоящим произведением и(с-сс)ку(с-сс)тва.
Упражнение № 39
Расставьте и объясните знаки препинания по теме «Сравнительный оборот.» Выполнить синтаксический разбор предложения № 3.
Пантера ласкалась возле моих ног точно ручная кошка. 2. Осенние листья словно разноцветные бабочки кружились в воздухе. 3. Было (по)настоящему холодно и морозный воздух как огонь обжигал легкие. 4. Словно звери набросились враги на русского богатыря но к счастью не смели его одолеть. 5. А по-моему белая стена немного выше чем синяя. 6. Чем дальше мы заходили в лес тем темнее становилось вокруг. 6. Он пользуется широкой известностью как талантливый музыкант. 7. Малыши будто испуга(н-нн)ые зверьки жались к стенам.8. Земля была укутана снегом словно огромным пуховым покрывалом. 9. Мы помним о Суворове как о лучшем полководце России. 10. Над нами висела луна будто огромная головка сыра а вокруг нее словно мыши толпились звезды. 11. Характер у холерика как шторм на море. 12. Тебя как собстве(н-нн)ое сердце нельзя забыть и заменить.
Упражнение № 40
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Обособленные обстоятельства и дополнения». Выполнить синтаксический разбор пятого предложения.
1. Украсив ёлку дети выбежали на улицу и стали играть в снежки. 2. Одевшись Ольга Андреевна вышла на крыльцо и естественно Каштанка тут же с лаем бросилась ей (на)встречу. 3.За исключением двух человек все проголосовали за такое решение. 4. Я ожидал бурного возмущения но к моему огромному удивлению все согласились с принятым решением кроме двух-трех человек. 5. Я заметил что кроме меня все были очень довольны этой лекцией. 6. Мы разумеется будем продолжать эксперимент (не)взирая на все эти трудности 7. Даша не снимая пальто и не разуваясь бросилась к письме(н-нн)ому столу. 8. Рыжий конь пришел к финишу первым (не)смотря на небольшое повреждение колена. 9. Он шел по улице (не)смотря по сторонам. 10. (Не)взирая на мелкие погрешности работа несомненно производила приятное впечатление.
Упражнение № 41
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Разные виды оборотов». Составить словарный диктант из шести слов на правило, к которому относится выделенное слово и объясняя нужную орфограмму.
1. Кроме нескольких сухарей я к сожалению не нашел (з-с)десь н..какой другой пищи. 2. Мы впрочем двигались вперед (не)взирая на пронизывающий ветер. 3. Пшеница к счастью выросла пр..восходная (не)смотря на то что лето выд..лось дождливым.4. Переступив порог послы оказались в огромном зале украшенном еловыми ветками. 5. Испуганный этими криками я разумеется бросился вон из комнаты. 6. Она смотрела на рассыпа(н-нн)ый по полу сахар и по ее лицу текли слезы 7. Все малыши точно ц..плята (з-с)бились в одну кучу. 8. Великая Отечественная война вошла в историю как самая кровопролитная из всех войн. 9. Чем выше мы поднимались тем труднее становилось дышать он поднял эти лохмотья скользкие от грязи. 11. Я однако надеюсь что помимо тебя н..кто (не)узнает моей тайны.
Упражнение № 42
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Уточнение». Выполнить фонетическую транскрипцию выделенных слов.
1. В Нежине (не)большом украинском городке Гоголь закончил школу. 2. Десятого февраля 1837г. умер А. С. Пушкин. 3. В конце зимы десятого февраля 1837 г. скончался А.С. Пушкин. 4. В России сейчас стоят лютые морозы а (з-с)десь в Австралии скоро наступит лето. 5. Петр Гринев главный герой повести «Капитанская дочка». 6. Маша Миронова главная героиня повести «Капитанская дочка» вышла замуж(?) за Петра Гринева. 7. Наверное там на юге р..стут уд..вительные цветы и деревья. 8. Емельян Пугачев лидер крестьянского восстания. 9. На стене висел портрет Лермонтова великого русского поэта. 10. Конечно же моя мама учительница русского языка не могла равнодушно относиться к такой безграмотности. 11. Двадцать второго июня в четыре часа пят(?)надцать минут (по)московскому времени немцы сбросили бомбы на самые крупные города СССР.