Бендерская крепость расположена на берегу реки Днестр. Автор - турецкий архитектор Синан ибн Абдул Менан. Построена в 1540 году, расширялась и неоднократно укреплялась в течение XVI – XVIII веков. Бендерская крепость была своеобразным оплотом турок на молдавских землях. Ее стены не раз штурмовались казацкими отрядами гетманов Сверчевского, Куницкого, Ивана Подковы, Лободы и Наливайко. В ряде русско-турецких войн XVIII – XIX веков крепость стала местом и ареной совместной борьбы народов против турецкого владычества и трижды была взята русскими войсками. Впервые ее бастионы были покорены русской армией под предводительством генерал-аншефа П.И.Панина в 1770 году. 4 ноября 1789 года турецкий гарнизон крепости капитулировал перед осадившими ее русскими войсками князя Г.А.Потемкина-Таврического. 24 ноября 1806 года турецкий гарнизон сдал крепость без боя генерал-майору К.И.Мейендорфу. У ее стен проявили мужество и отвагу будущий представитель крестьянского восстания Емельян Пугачев, герои Отечественной войны 1812 года М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, Я.П.Кульнев, ее история связана с именами таких выдающихся исторических личностей как И.П.Котляревский, декабрист Ф.Раевский. Под прикрытие турецкой артиллерии в Бендерскую крепость бежали из-под Полтавы шведский король Карл XII и его союзник гетман Мазепа. Здесь Мазепа вскоре умер, а «бендерское сидение» Карла XII продолжалось 4 года с 1709 по 1713 годы. На протяжении XIX века Бендерская крепость служила опорным пунктом русской армии.
В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления – им начинается и заканчивается действие.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены» , «бьются и ропщут» , они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов» , стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня» . Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки» , как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Здесь происходит знакомство Гаврилы и Челкаша. Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, «любил море» . Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной» . Море «вливает в душу человека спокойствие» , рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно» . Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба» . И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием. Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого. Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.
Бендерская крепость была своеобразным оплотом турок на молдавских землях. Ее стены не раз штурмовались казацкими отрядами гетманов Сверчевского, Куницкого, Ивана Подковы, Лободы и Наливайко. В ряде русско-турецких войн XVIII – XIX веков крепость стала местом и ареной совместной борьбы народов против турецкого владычества и трижды была взята русскими войсками. Впервые ее бастионы были покорены русской армией под предводительством генерал-аншефа П.И.Панина в 1770 году. 4 ноября 1789 года турецкий гарнизон крепости капитулировал перед осадившими ее русскими войсками князя Г.А.Потемкина-Таврического. 24 ноября 1806 года турецкий гарнизон сдал крепость без боя генерал-майору К.И.Мейендорфу.
У ее стен проявили мужество и отвагу будущий представитель крестьянского восстания Емельян Пугачев, герои Отечественной войны 1812 года М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, Я.П.Кульнев, ее история связана с именами таких выдающихся исторических личностей как И.П.Котляревский, декабрист Ф.Раевский. Под прикрытие турецкой артиллерии в Бендерскую крепость бежали из-под Полтавы шведский король Карл XII и его союзник гетман Мазепа. Здесь Мазепа вскоре умер, а «бендерское сидение» Карла XII продолжалось 4 года с 1709 по 1713 годы.
На протяжении XIX века Бендерская крепость служила опорным пунктом русской армии.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены» , «бьются и ропщут» , они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов» , стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня» . Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки» , как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Здесь происходит знакомство Гаврилы и Челкаша. Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, «любил море» . Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной» . Море «вливает в душу человека спокойствие» , рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно» . Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба» . И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.