Величайший писатель и драматург а. п. чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные » . в них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства. полицейский надзиратель очумелов, главный герой рассказа а. п. чехова «хамелеон» — воплощение готовности унижаться перед более сильными и могущественными. и он, и городовой хрюкин, и толпа обывателей изменяют свое поведение в зависимости от обстоятельств, защищая пострадавшего, когда думают, что собака кого-то из простых людей, и и высмеивают, узнав, что собачка «генеральская» . полицейский надзиратель к тому же груб и необразован. об этом свидетельствует его язык: «почему здесь? это ты зачем палец? . кто кричал? » он занимается еще и вымогательством («за ним ступает рыжий городовой с решетом, доверху полным конфискованного крыжовника») . в рассказе «толстый и тонкий» изображается случайная встреча на вокзале двух друзей детства. никудышный чиновник, «тонкий» порфирий, как только узнал, что его давний гимназический товарищ дослужился до тайного советника, начинает унижаться перед ним так, что того аж «затошнило» . подобным чином ведут себя и члены семьи «тонкого» — жена и сын. рассказы антона павловича чехова коротки, но вместительны. писатель умеет коротким эпизодом, метким словом изобразить широкую картину жизни. причем, он сам не делает выводов, не вмешивается с комментариями, но читатели хорошо понимают, какой недостойный имеет вид человек-хамелеон, подхалим и лицемер.
жизнь города n из года в год не менялась, ревизоры приезжали и уезжали, а город оставался всё таким же… богоугодные заведения похожи на кабаки, в которых больные курят табак и не знают, чем они больны, и как им лечиться. в присутственных местах под ногами шныряют гуси с маленькими гусёнками, над шкафом с бумагами висит ременный кнут, а от заседателя запах, как будто он вышел из винокуренного завода. в учебных заведениях учитель, войдя на кафедру, делает гримасу, другой, рассказывая об александре македонском, ломает стулья об пол. в почтовой конторе почтмейстер из любопытства распечатывает и читает чужие письма. улицы не подметаются, а на одной из них навалено на сорок телег всякого сору. о, ещё много таких «достопримечательностей» этого удивительного города. во главе города был антон антонович сквозник-дмухановский. это уже постаревший на службе человек, он опытный, не глупый по-своему, знает толк и расклад важных дел. любит вести нравоучительные речи, каждое его слово значительно, не ходит вокруг да около. перед низшими по чину показывает себя важной личностью, которую считают значительной даже в петербурге. он всегда готов словчить, обмануть, сыграть любую роль, ему нравится власть над людьми, ради наживы способен на мошенничество. городничий быстро переходит от страха к радости, от низости к высокомерию, что и делает его роль комической. он взяточник, но ведет себя при этом солидно; довольно серьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни мало. но вот однажды городничий получает письмо, в котором говориться, что в город едет ревизор из питера, инкогнито, с секретным предписаньем. и при этой не веселой ситуации глава города не забыл рассказать свой «сон в руку» про двух ужасных крыс. таким образом, он даёт понять, что у него хорошо развита интуиция. после этого начинается суета, всем надо как можно быстрее прикрыть свои грешки. городничий у себя дома собирает попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ, судью, частного пристава, лекаря и двух квартальных. он дает всем указанья, что и как делать, что и где убирать, подмести и так далее. каждый по своей части делает все возможное, и общими силами они пытаются за несколько часов город в «нормальное состояние». опять же мы видим комическую ситуацию, когда не хватило нескольких лет, чтобы город в порядок, но приезжает ревизор, и все начинают бегать, суетиться, охать и ахать. но вернемся в дом городничего, куда прибегают запыхавшиеся помещики и наперебой сообщают, сто в трактире уж две неделе живет молодой человек, он одет по-столичному, едет в саратовскую губернию, денег не платит и во все тарелки заглядывает. городничий решает лично поехать в трактир, посмотреть на этого ревизора и все скорее разузнать… сцена первой встречи городничего и хлестакова принимает комическую ситуацию, когда собеседники говорят о разных вещах. хлестаков думает, что его хотят забрать в тюрьму, потому что он не платит за жилье и питание, а городничий думает, что народ уже на него , и этот ревизор возмущен тем, какой не порядок творится в городе. хлестаков сначала заикается, но потом говорит громко, а городничий все больше робеет и дрожит, но, не растерявшись, предлагает ревизору пожить у себя дома. хлестаков соглашается, думая, что к нему так относятся из-за его столичного костюма и манеры держать себя. городничий доволен, так как теперь может следить за каждым шагом этого чиновника, войти к нему в доверие и дать взятку.
жизнь города n из года в год не менялась, ревизоры приезжали и уезжали, а город оставался всё таким же… богоугодные заведения похожи на кабаки, в которых больные курят табак и не знают, чем они больны, и как им лечиться. в присутственных местах под ногами шныряют гуси с маленькими гусёнками, над шкафом с бумагами висит ременный кнут, а от заседателя запах, как будто он вышел из винокуренного завода. в учебных заведениях учитель, войдя на кафедру, делает гримасу, другой, рассказывая об александре македонском, ломает стулья об пол. в почтовой конторе почтмейстер из любопытства распечатывает и читает чужие письма. улицы не подметаются, а на одной из них навалено на сорок телег всякого сору. о, ещё много таких «достопримечательностей» этого удивительного города. во главе города был антон антонович сквозник-дмухановский. это уже постаревший на службе человек, он опытный, не глупый по-своему, знает толк и расклад важных дел. любит вести нравоучительные речи, каждое его слово значительно, не ходит вокруг да около. перед низшими по чину показывает себя важной личностью, которую считают значительной даже в петербурге. он всегда готов словчить, обмануть, сыграть любую роль, ему нравится власть над людьми, ради наживы способен на мошенничество. городничий быстро переходит от страха к радости, от низости к высокомерию, что и делает его роль комической. он взяточник, но ведет себя при этом солидно; довольно серьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни мало. но вот однажды городничий получает письмо, в котором говориться, что в город едет ревизор из питера, инкогнито, с секретным предписаньем. и при этой не веселой ситуации глава города не забыл рассказать свой «сон в руку» про двух ужасных крыс. таким образом, он даёт понять, что у него хорошо развита интуиция. после этого начинается суета, всем надо как можно быстрее прикрыть свои грешки. городничий у себя дома собирает попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ, судью, частного пристава, лекаря и двух квартальных. он дает всем указанья, что и как делать, что и где убирать, подмести и так далее. каждый по своей части делает все возможное, и общими силами они пытаются за несколько часов город в «нормальное состояние». опять же мы видим комическую ситуацию, когда не хватило нескольких лет, чтобы город в порядок, но приезжает ревизор, и все начинают бегать, суетиться, охать и ахать. но вернемся в дом городничего, куда прибегают запыхавшиеся помещики и наперебой сообщают, сто в трактире уж две неделе живет молодой человек, он одет по-столичному, едет в саратовскую губернию, денег не платит и во все тарелки заглядывает. городничий решает лично поехать в трактир, посмотреть на этого ревизора и все скорее разузнать… сцена первой встречи городничего и хлестакова принимает комическую ситуацию, когда собеседники говорят о разных вещах. хлестаков думает, что его хотят забрать в тюрьму, потому что он не платит за жилье и питание, а городничий думает, что народ уже на него , и этот ревизор возмущен тем, какой не порядок творится в городе. хлестаков сначала заикается, но потом говорит громко, а городничий все больше робеет и дрожит, но, не растерявшись, предлагает ревизору пожить у себя дома. хлестаков соглашается, думая, что к нему так относятся из-за его столичного костюма и манеры держать себя. городничий доволен, так как теперь может следить за каждым шагом этого чиновника, войти к нему в доверие и дать взятку.