Теория литературы: Анализ художественного произведения \ 2. Предметный мир \ 2.4. Сюжет
2.4.1. Конфликт и его воплощение в сюжете
Для обозначения противоречий, возникающих в жизни и воспроизводимых в литературе с различной степенью талантливости и убедительности, используется понятие конфликт. О конфликте обычно говорят при наличии острых противоречий, проявляющихся в столкновении и борьбе героев. Также эта борьба может происходить внутри сознания персонажа. Конфликт обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.
Особенности конфликта зависят от рода литературы. Наибольшие возможности изображения конфликтов в эпосе и драме. Причем для драмы в целом характерны более острые конфликты, которые часто выражаются в диалогах персонажей. В частности, В.М. Волькенштейн рассматривал любую драматическую реплику в диалоге, как «удар» в борьбе между героями, который может либо достичь своей цели, либо нет, а диалог персонажей как умелое или неумелое «нанесение и парирование» ударов. Сложно говорить о конфликте в лирике, где крайне редко можно видеть противоборствующие начала. Но стихотворение может быть пронизано ощущениями тоски, дисгармонии, как например, «И скучно и грустно» М.Ю. Лермонтова. Нередко в основе стихотворения может лежать антитеза: герои и мир («Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака), прежнее и нынешнее состояние героя («Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова). Все это позволяет говорить о конфликтности и в лирических произведениях
Романтизм в повести "Гробовщик" А.С.Пушкина проявляется в страшном сне гробовщика Адрияна, который накануне решил что лучше быть в обществе мертвых нежели живых. Этот страшный сон и есть проявление романтизма, который был "идеальной миром" в котором мертвые охотно с ним общались и уважали его, но который по итогу осознать Адрияну, что живой должен находиться в обществе живых и что не стоит желать другим смерти из-за возможного заработка денег.
Реализм проявляется в описании типичности быта Адрияна и не уважении к нему из-за профессии.
Теория литературы: Анализ художественного произведения \ 2. Предметный мир \ 2.4. Сюжет
2.4.1. Конфликт и его воплощение в сюжете
Для обозначения противоречий, возникающих в жизни и воспроизводимых в литературе с различной степенью талантливости и убедительности, используется понятие конфликт. О конфликте обычно говорят при наличии острых противоречий, проявляющихся в столкновении и борьбе героев. Также эта борьба может происходить внутри сознания персонажа. Конфликт обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.
Особенности конфликта зависят от рода литературы. Наибольшие возможности изображения конфликтов в эпосе и драме. Причем для драмы в целом характерны более острые конфликты, которые часто выражаются в диалогах персонажей. В частности, В.М. Волькенштейн рассматривал любую драматическую реплику в диалоге, как «удар» в борьбе между героями, который может либо достичь своей цели, либо нет, а диалог персонажей как умелое или неумелое «нанесение и парирование» ударов. Сложно говорить о конфликте в лирике, где крайне редко можно видеть противоборствующие начала. Но стихотворение может быть пронизано ощущениями тоски, дисгармонии, как например, «И скучно и грустно» М.Ю. Лермонтова. Нередко в основе стихотворения может лежать антитеза: герои и мир («Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака), прежнее и нынешнее состояние героя («Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова). Все это позволяет говорить о конфликтности и в лирических произведениях
Романтизм в повести "Гробовщик" А.С.Пушкина проявляется в страшном сне гробовщика Адрияна, который накануне решил что лучше быть в обществе мертвых нежели живых. Этот страшный сон и есть проявление романтизма, который был "идеальной миром" в котором мертвые охотно с ним общались и уважали его, но который по итогу осознать Адрияну, что живой должен находиться в обществе живых и что не стоит желать другим смерти из-за возможного заработка денег.
Реализм проявляется в описании типичности быта Адрияна и не уважении к нему из-за профессии.