Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей, человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.
К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
Проблема отцов и детей актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением.
Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей»является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Именно эти факты и обосновывают выбор темы данного научного проекта, его актуальность и значение для изучения названных произведений в частности и для рассмотрения данной темы в контексте классической литературы в целом. Проект вносит определенный вклад в осмысление глубины творчества вышеназванных писателей, а также затрагивает нравственные аспекты проблемы, ставшей особенно острой в двадцать первом веке- веке равнодушия и неблагодарности даже к собственным родителям.
Целью данного проекта является исследование особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:
1.Рассмотреть мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
2.Проанализировать образы повести « Станционный смотритель», рассказа «Телеграмма».
3.Сопоставить особенности изображения темы отцов и детей в двух произведениях.
4.Изучить монографические работы и статьи в периодике по вышеназванной теме.
В ходе исследования применялись различные методы:
Метод сравнительно-сопоставительного анализа;
Метод пообразного анализа;
Метод аналитического чтения.
Теоретической базой исследования данного проекта являются работы по литературоведению М.Гершензона, В. Гиппиус, А. Слонимского, А.Г.Гукасовой.
Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Главный герой рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" - мальчик Витя. Витя, хоть и сирота (его воспитывают бабушка с дедушкой) - мальчик, как говорится, "домашний". Он любит бабушку и дедушку, и они его любят. Витя слушается старших, как всякий домашний ребенок. Ну, иногда его наказывают, если он не слушается или шалит.
Витю можно назвать простодушным и немного наивным. "Левонтьевские" ребята, которых сейчас бы назвали детьми из неблагополучной семьи, с легкостью обманывают Витю, манипулируют им. С их подачи Витя высыпает собранные ягоды на траву, хотя ему было поручено набрать ягод на продажу. С их подачи он обманывает бабушку.
Несмотря на этот плохой поступок, Витя - мальчик очень совестливый и порядочный. Он мучается совестью, искренне просит прощения. Поэтому он получает прощение. Его ждет награда от бабушки: дивный пряник-конь с розовой гривой.
К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
Проблема отцов и детей актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением.
Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей»является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Именно эти факты и обосновывают выбор темы данного научного проекта, его актуальность и значение для изучения названных произведений в частности и для рассмотрения данной темы в контексте классической литературы в целом. Проект вносит определенный вклад в осмысление глубины творчества вышеназванных писателей, а также затрагивает нравственные аспекты проблемы, ставшей особенно острой в двадцать первом веке- веке равнодушия и неблагодарности даже к собственным родителям.
Целью данного проекта является исследование особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:
1.Рассмотреть мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
2.Проанализировать образы повести « Станционный смотритель», рассказа «Телеграмма».
3.Сопоставить особенности изображения темы отцов и детей в двух произведениях.
4.Изучить монографические работы и статьи в периодике по вышеназванной теме.
В ходе исследования применялись различные методы:
Метод сравнительно-сопоставительного анализа;
Метод пообразного анализа;
Метод аналитического чтения.
Теоретической базой исследования данного проекта являются работы по литературоведению М.Гершензона, В. Гиппиус, А. Слонимского, А.Г.Гукасовой.
Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Главный герой рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" - мальчик Витя. Витя, хоть и сирота (его воспитывают бабушка с дедушкой) - мальчик, как говорится, "домашний". Он любит бабушку и дедушку, и они его любят. Витя слушается старших, как всякий домашний ребенок. Ну, иногда его наказывают, если он не слушается или шалит.
Витю можно назвать простодушным и немного наивным. "Левонтьевские" ребята, которых сейчас бы назвали детьми из неблагополучной семьи, с легкостью обманывают Витю, манипулируют им. С их подачи Витя высыпает собранные ягоды на траву, хотя ему было поручено набрать ягод на продажу. С их подачи он обманывает бабушку.
Несмотря на этот плохой поступок, Витя - мальчик очень совестливый и порядочный. Он мучается совестью, искренне просит прощения. Поэтому он получает прощение. Его ждет награда от бабушки: дивный пряник-конь с розовой гривой.