Слово о полку игореве»
i вариант
i. тестовая работа.
1. укажите временные рамки :
а) ix – xvii века; б) x – xvi века; в) x – xvii века; г) xi – xvii века.
2. какой из перечисленных жанров не относится к :
а) житие; б) былина; в) похвала; г) сказание; д) притча.
3.когда была найдена рукопись «слово о полку игореве»:
а) в 1792 году; б) в 1796 году; в) в 1800 году; г) в 1794 году.
4. «слово о полку игореве» является ярким памятником :
а) xii века; б) xiv века; в) xiii века; г) xvii века.
5. в «» отражена эпоха, характеризующаяся:
а) усилением централизованной власти;
б) феодальной раздробленностью;
в) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;
г) приближением петровских преобразований.
6. центральной фигурой в образной системе «» является:
а) всеволод; б) святослав; в) игорь; г) сказитель боян.
7. действие «» разворачивается:
а) в путивле; б) в киеве;
в) на реке каяле; г) во всех названных местах.
8. «» построено в форме:
а) авторского повествования; б) исповеди главного героя;
в) воспоминания дружинника; г) рассказов разных лиц.
9. автор «» в ходе повествования:
а) остаётся за рамками действия; б) заявляет собственную позицию; в) умаляет свои таланты; г) открыто подражает манере бояна.
10.какие линии переплетаются в «слове…»?
а) патриотическая и сатирическая; б) лирическая и нравственная;
в) патриотическая и лирическая; г) религиозная и гражданская.
11. какой из князей в "слове о полку игореве" изображён так: "бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие"?
а) игорь; б) всеволод; в) владимир; г) святослав.
12. сколько дней продолжалась битва (второе сражение) войска во время похода князя игоря?
а) один день; б) два дня; в) три дня; г) четыре дня.
13. кто из героев «слова о полку игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?
а) ярославна, жена игоря; б) святослав, князь киевский;
в) всеволод, брат игоря; г) сам князь игорь.
14. к какому роду относится «слово о полку игореве»?
а) эпос; б) лирика; в) драма; г) лиро-эпическое произведение.
15. к кому не обращалась ярославна за :
а) к солнцу; б) к ветру; в) к днепру; г) к путивлю.
ii. ответ на второй части необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
в1. какое событие лежит в основе произведения?
в2. в «» используется фрагменты, где описывается природа. как называется такой вид описания в произведении?
в3. какое средство художественной выразительности, характерное для фольклора, встречается в тексте «»: «чистое поле», «серые волки», «синее море».
в4. какое изобразительное средство использует автор: «скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные»?
в5. под каким названием известен лирический фрагмент, включённый автором «слова» в эпическое повествование о воинском походе?
в6. текст «слова…» содержит устаревшие слова: «шеломы», «ярый», «стяги». укажите названия таких слов.
в7. определите жанр «слова…» (в современном ).
iii. развёрнутый ответ на вопрос (дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 – 10 предложений).
с1. перечислите особенности .
с2. сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией д.с. лихачёва: «в образе князя игоря святославича подчёркнуто, что события сильнее, чем его характер. его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. сам по себе игорь святославич не плох и не хорош…» или
с3. сформулируйте идею «слова о полку игореве».
или
с4. охарактеризуйте особенности композиции «слова о полку игореве».
. «слово о полку игореве»
Она тонко чувствовала красоту природы, пенье соловья приводило ее в восторг: "Вот раз ночью... уж и до зари недалеко... а мне не спится: соловей в саду таково удивительно поет сладко!.. Не вытерпела я, встала и вышла на крыльцо его послушать."
Рассказ о своем увечьи она вела просто, без страдальческих интонаций: "Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие."
Лукерья спокойно принимает свою судьбу и с пониманием относится к предательству своего любимого Василия:" И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть."
Даже в своем теперешнем положении Лукерья сохранила чувство благодарности к людям: "Ну, девочка тут есть, сиротка; нет, нет — да и наведается ей."
Лукерья по-прежнему любит природу, цветы: "...большая я до них охотница, до цветов-то. Садовых у нас нет, — были, да перевелись. Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!"
Лукерья очень больна, но она находит в себе силы думать о тех, кому еще хуже, чем ей: "А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой!"
Лукерья даже видит преимущества своего положения: "Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел". Для неё главное - ничем не согрешить, она сочувствует здоровым людям, потому что у них много соблазнов согрешить.
Лукерья умеет находить радости даже в своей жизни тяжело больного одинокого человека: "...чую, что жива, дышу — и вся я тут. Смотрю, слушаю. Пчелы на пасеке жужжат да гудят; голубь на крышу сядет и заворкует; курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка — мне очень приятно. В поза году так даже ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!"
Болезнь сделала Лукерью философом: "Сам себе человек Вы вот не поверите — а лежу я иногда так-то одна... и словно никого в целом свете, кроме меня, нету. Только одна я — живая!"
Она никому не позволяет себя жалеть: "А вы меня не слишком жалейте, право! Я вам, например, что скажу: я иногда и теперь... Вы ведь помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка!.. так знаете что? Я и теперь песни пою."
Находясь в тяжелом состоянии, будучи бедной и больной, Лукерья меньше всего думает о себе, ей близки беды ее односельчан: "Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу, — с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. — Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные — хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет... Они бы за вас богу А мне ничего не нужно — всем довольна."
А "обычные люди" в деревне считали, что Лукерья так была наказана за свои грехи. Им бы, здоровым и крепким, поучиться любви, терпению, снисходительности, стоицизму у этой удивительной женщины-страдалицы.