СОЧ №4 ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС
Время ыполнения-40 минут.
Понимание и ответы на во Задание1. Выполните задания. [5]
1.Укажите минимум 3 признака «святочного рассказа». [1]
A общая атмосфера чудесного изменения мира или героя
B) изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов
C) исключительный конфликт между героем и средой
D) изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне
2. Какое выразительное средство использовал автор в предложении: «…хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались»? [1]
A) олицетворение B) перифраз C) синекдоха D) гипербола
3. Чего пытался добиться Беликов своим острожным поведением? Какую фразу он часто любил повторять? [1]
4. Дайте развернутый ответ на во почему А.С.Пушкин назвал свою повесть «Пиковая дама»? [2]
Анализ и интерпретация. Оценка и сравнительный анализ
Задание. Выполните одно из заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 200-250 слов. [10]
1. Сопоставьте героинь произведений Лескова «Жемчужное ожерелье» и Мопассана «Ожерелье». Как авторы раскрывают свою позицию через эти образы женщин? Какой, на ваш взгляд, смысл финала новеллы Мопассана: трагичный или комичный?
2. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”- говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но ли ему это ли он достичь того, к чему стремится? Какие из перечисленных качеств Германн демонстрирует в сюжете повести и как?
3. Объясните в чем заключается «футлярное» мировоззрение Беликова из рассказа «Человек в футляре»? Актуален ли образ Беликова?
4. Сравните представителей семьи Туркиных с окружением Ольги Ивановны из рассказа «Попрыгунья», выявите черты сходства ли эти герои, «посвятившие себя творчеству», следовать высоким нравственным идеалам, создать что-то ценное для искусства?
5. Что стало, по-вашему, причиной духовного опустошения Старцева, героя рассказа А.П.Чехова «Ионыч»? Была ли у него возможность построить свою судьбу по-другому? Если да, то как ?
Тарас Бульба встречает сыновей, приехавших на каникулы и отправляется с ними на Сечь. Сам убивает сына Андрия за предательство; мстит врагам за смерть второго сына, Остапа. Затем казнят и его.
Основная идея произведения - единство, основанное на вере, патриотизме, товариществе, вольности
- Действующие лица- родители детей и соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, а стрельнул в бабушку.
- Чему учит произведение. Учит быть добрым, нежадным, воспитанным, честным, уважать старших.
Мой любимый герой- сестра Миньки Леля, потому что она живая, веселая, неунывающая : "Чтобы избежать трепки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком".
Леля не боится говорить правду ("И тогда моя сестренка Леля сказала бабушке:
- Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла? ").
Леля никогда не притворяется, она говорит и делает только то, что хочет, она очень непосредственная: "Только у нее глазенки сверкают недобрым огоньком. Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх так, что все мои монетки подпрыгнули на ладони и попадали в канаву" И дальше честно говоит бабушке : "Сидя на своем дереве, Лелька сказала:
- А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные! "
Достиг ли автор правдоподобия героев и происходящего? Да, образы героев очень жизненны. Почему? Минька не сразу становится добрым, а постепенно приходит к этому- дарит сестре монетки. Леля- обыкновенная девчонка, объевшаяся мороженым так, что у неё заболел живот. Родители очень строгие, но воспитывают детей спокойно, не ограничивают их свободу, не приказывают, а только намекают как надо поступать. Папа сказал " Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нет. И этим он не довел бы свою сестренку до злобы и зависти. "
Образ бабушки мне не понравился, потому что она по-разному относится к внкуам : "Лучше привозите мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки"
Рассказ полон юмора, живых сценок, забавных моментов (ударила по руке, стрельнул из рогатки, объелась мороженым, искала в траве)
Мне понравилось произведение, потому что Зощенко с любовью описал детей, детские образы даны в развитии. Сперва Минька жадный, эгоистичный хвастун, не заботящийся о сенстре. А потом, благодаря строгому папе и реакции мамы и бабушки, он меняется в лучшую сторону; "Я побежал в сад, нашел свою сестренку и дал ей еще монетку. И ничего об этом не сказал взрослым".