СОЧ за 4 четверть по предмету «Русская литература»
Задание:
ответьте на во выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Укажите тему произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
A) мечта
B) дружба
C) ненависть
D) жестокость
2. Что символизирует название «Алые паруса» в произведении Грина?
A) мечта
B) радость
C) симпатия
D) одиночество
3. Какая из цитат содержит тему произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) А душу можно ль рассказать?
В) Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
С) Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя,
судьбой монах.
D) Я молод, молод… Знал ли ты Разгульной юности мечты?
4. Какая из цитат содержит в себе тему поэмы А. Ахматовой «У самого моря»?
А) Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это — счастье.
B) К самому уху ее склонившись, Я Знаешь, Лена, Ведь я сама придумала песню, Лучше которой нет на свете».
C) Вынес моряк того, кто правил Самой веселой, крылатой яхтой, И положил на черные камни.
D) «Он никогда не придет за мною, Он никогда не вернется, Лена. Умер сегодня мой царевич».
5. Составьте цитатный план к стихотворению М. Цветаевой «Ошибка».
Задание:
6. При каких образов автор описывает лирическую героиню в стихотворении М. Цветаевой «Ошибка»?
Назовите основные черты этих образов. 7. Определите жанр произведения А. Грина «Алые паруса». Назовите не менее двух признаков жанра. 8. Назовите 2 признака философской сказки на примере произведения А. СентЭкзюпери «Маленький принц». Подтвердите свой ответ примером из текста. 9. Проанализируйте авторской характеристики одного из героев: Грэя или Ассоль. 10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 120 — 150 слов.
1. Докажите, что Мцыри – романтический герой, характеризуя романтическую ситуацию, пейзаж, черты личности, судьбу, поступки. Используйте цитаты.
2. Опишите встречу Эгля и Ассоль глазами Эгля. Включите описание мыслей, чувств и настроения героев. Используйте цитаты.
3. «Нельзя мечту свою хватать руками,/ Нельзя мечту свою держать в руках!» Каким образом литературные приемы и художественные средства позволяют Цветаевой раскрыть идею
В литературном произведении всегда трогают проявления заботы о других, доброты, стремления к облегчению жизни других, близких, проявления преданности — преданности людям и идеям, родной стране. Именно это — наиболее действенное нравственное начало в древнерусской литературе. Не прямые проповеднические наставления, поучения и обличения, на которые так щедры были древнерусские авторы, а бесхитростные примеры, конкретные деяния, невольные выражения чувств, когда автор как бы "проговаривается", — именно они производят наиболее сильное впечатление.
А. С. Орлов обратил внимание на приписки на полях псковских рукописей, где авторы их проявляют свою заботу о других, жалуются на мелкие тяготы жизни, шутят с читателем. И. П. Еремин "открыл" в "Житии Бориса и Глеба" место, которое благодаря ему стало уже "знаменитым": юноша Глеб по-детски просит убийц не убивать его: "Не деите мене, братия моя милая и драгая! Не деите мене... Не брезете, братие и господье, не брезете!.. Помилуйте уности моее, помилуйте, господье мои!.. Не пожьнете мене, отъ жития не съзьрела, не пожьнете класа, не уже съзьревъша, нъ млеко безълобия носяща!.." И т. д.
Но дело, конечно, не только в больших человеческих чувствах. Трогают и самые мелкие проявления человеческой заботы. Вот новгородский летописец в XII веке описывает долго стоявшую дождливую погоду и добавляет: "И сена не уделаша, скотинку нечем будет кормить зимой".
В произведениях Аввакума трогает не только его самозабвенная идейная борьба, но и добрый юмор, которым, в частности, он порой смягчает и "возвышает" свое отношение к своим мучителям. Их же он и жалеет, над ними и подшучивает, называет "горюнами", "дурачками", "бедными".
В "Повести о Горе-Злочастии" есть поразительное сознание ценности человеческой личности самой по себе — даже человека, опустившегося до крайних пределов падения, проигравшегося, пропившего с себя все, лишившегося друзей и родных, помышляющего о смерти. Повесть эта по своему гуманизму — предшественница произведений Гоголя и Достоевского.
Можно было бы много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах многих и многих произведений древнерусской литературы, но самое главное — это ее сильнейшее нравственное начало, о котором мы только что говорили. Благодаря ему эта литература особенно ценна и для нас, для нашего времени.
Увидеть это нравственное начало можно только на самых коротких расстояниях. Одна из основных задач наук об искусствах нам их понять, в частности литературоведения, — это "сокращение расстояния" между людьми, между и настоящим, между культурами, народами, странами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древней русской литературе, ее значение чрезвычайно велико именно сейчас. Любовь к родине, патриотизм также воспитывается на этом "укорочении расстояний", на представлениях о конкретных живых людях, конкретном родном пейзаже, близком ощущении как своего, как старины своей. Любовь к родине — это в основном, как и всякая любовь, интимное, глубоко личное чувство. Именно поэтому искусству, и литературе в частности, принадлежит такое большое место в воспитании любви к родине.