Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX - тема образования и воспитания.
Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье «матриархат». Простаковой, женщине, не отличающейся особой образованностью, подчиняется вся семья.«При твоих глазах, мои ничего не видят» - сказал господин Простаков. Достается от госпожи и помещице слугам, кормилице сына Простаковой, Еремеевне, учителям сына, Кутейкину с Цыфиркину.
Простакова совсем ничему не училась. Её родители «старинные люди». Ее брата тоже не обучали. «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу... Покойник-свет и руками, и ногами... Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — говорит помещица, уверенная в правильности своего воспитания.
У Госпожи Простаковой присутствуют черты характера своего отца: при полном невежестве, грубости, она корыстна и расчетлива. Когда она узнала, что Софья теперь богатая невеста, то задумала поженить её с Митрофаном.
Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий, ему нет еще шестнадцати лет. Митрофан говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Но к нему всегда ходят учителя: Кутейкин преподает ему грамматику, Цыфиркин учит его математике, и Вральман —многим наукам и французскому языку. И Митрофанушка в науках "преуспевает": по грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна».Так же успехи есть у Митрофана в изучении математики — Цыфиркин работает с ним уже три года а «этот трех перечесть не умеет». Другим наукам обучает Митрофана Вральман. Он не нагружает своего ученика занятиями — вместо того, чтобы обучать его истории, Вральман просит рассказывать «истории» Хавронью и с Митрофаном слушает их.
Простакова, очень любит сына, всегда его балует. Поучить Митрофана каким-либо положительным качествам или понятиям о нравственности она не может, потому что сама не знает их. В результате такого воспитания: Митрофанушка невежествен и злонравен. Он трус, грубиян со взрослыми людьми. В конце комедии он отрекается от своей матери. Не сумев женить своего сына на Софье, госпожа Простакова поникла. Чтобы утешиться она бежит к Митрофанушке, и слышит в ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Дядюшка Софьи, Стародум - очень мудрый человек. «Вот злонравия достойные плоды!» -воскликнул он. Этот герой показывает в комедии авторские чувства, говоря, что на высоком уровне должно быть образование, но оно не имеет цены само по себе. Цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Можно сделать вывод: программа образования и воспитания, которая принята в дворянских семьях была уродующей умы и сердца молодых людей, губящей их судьбы. Людях развивались качества лени, пассивности, и в то же время – высокомерие, чувство превосходства над остальными. Эти качества приводили к несчастливой судьбе. Вот что я могу сказать по данной теме.
Приступая к изучению темы «Пушкин», учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы, и найти «золотую середину» между сухим рассказом о биографии поэта, который легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся повествованием о наиболее интересных страницах биографии поэта. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье «матриархат». Простаковой, женщине, не отличающейся особой образованностью, подчиняется вся семья.«При твоих глазах, мои ничего не видят» - сказал господин Простаков. Достается от госпожи и помещице слугам, кормилице сына Простаковой, Еремеевне, учителям сына, Кутейкину с Цыфиркину.
Простакова совсем ничему не училась. Её родители «старинные люди». Ее брата тоже не обучали. «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу... Покойник-свет и руками, и ногами... Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — говорит помещица, уверенная в правильности своего воспитания.
У Госпожи Простаковой присутствуют черты характера своего отца: при полном невежестве, грубости, она корыстна и расчетлива. Когда она узнала, что Софья теперь богатая невеста, то задумала поженить её с Митрофаном.
Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий, ему нет еще шестнадцати лет. Митрофан говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Но к нему всегда ходят учителя: Кутейкин преподает ему грамматику, Цыфиркин учит его математике, и Вральман —многим наукам и французскому языку. И Митрофанушка в науках "преуспевает": по грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна».Так же успехи есть у Митрофана в изучении математики — Цыфиркин работает с ним уже три года а «этот трех перечесть не умеет». Другим наукам обучает Митрофана Вральман. Он не нагружает своего ученика занятиями — вместо того, чтобы обучать его истории, Вральман просит рассказывать «истории» Хавронью и с Митрофаном слушает их.
Простакова, очень любит сына, всегда его балует. Поучить Митрофана каким-либо положительным качествам или понятиям о нравственности она не может, потому что сама не знает их. В результате такого воспитания: Митрофанушка невежествен и злонравен. Он трус, грубиян со взрослыми людьми. В конце комедии он отрекается от своей матери. Не сумев женить своего сына на Софье, госпожа Простакова поникла. Чтобы утешиться она бежит к Митрофанушке, и слышит в ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Дядюшка Софьи, Стародум - очень мудрый человек. «Вот злонравия достойные плоды!» -воскликнул он. Этот герой показывает в комедии авторские чувства, говоря, что на высоком уровне должно быть образование, но оно не имеет цены само по себе. Цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Можно сделать вывод: программа образования и воспитания, которая принята в дворянских семьях была уродующей умы и сердца молодых людей, губящей их судьбы. Людях развивались качества лени, пассивности, и в то же время – высокомерие, чувство превосходства над остальными. Эти качества приводили к несчастливой судьбе. Вот что я могу сказать по данной теме.