На мой взгляд, рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» - одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. В нем автор сумел передать весь трагизм и все величие русского человека, на долю которого выпало страшное испытание – война. Несмотря на все потери, герой рассказа – русский солдат Андрей Соколов – сохранил свое человеческое достоинство и нашел в себе силы жить дальше. Что ему не сломаться? Я считаю, что, в первую очередь, - русский характер и огромная любовь к своей Родине. Именно патриотизм, на мой взгляд, позволил русским людям выстоять, победить сильнейшего противника, восстановить жизнь после войны. Андрей Соколов – простой русский человек, работяга. Всю мирную жизнь он проработал шофером. У него был дом, семья и дети – его малая Родина. Это Соколов любил больше всего на свете, видел в этом смысл своей жизни. Герой мечтал до конца своих дней трудиться на благо страны, воспитывать вместе с женой детей, радоваться внукам… Но война разрушила его планы. В один миг Соколов потерял и дом, и почти всю семью, потерял смысл жизни. Кроме того, на фронте на долю героя тоже выпали нелегкие испытания - он оказался в немецком плену. Шолохов описывает, как мужественно вели себя в плену большинство русских солдат, как, несмотря на страшные мучения, они не предали своей Родины, не посрамили звания русского человека. Не стал исключением и Андрей Соколов. Особенно ярко мужество и достоинство героя проявляется в сцене его допроса комендантом лагеря Мюллером. Это был безжалостный человек: «Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день…Аккуратный был гад, без выходных работал».
Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был»,— подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики,— ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения».
Несмотря на все потери, герой рассказа – русский солдат Андрей Соколов – сохранил свое человеческое достоинство и нашел в себе силы жить дальше. Что ему не сломаться? Я считаю, что, в первую очередь, - русский характер и огромная любовь к своей Родине. Именно патриотизм, на мой взгляд, позволил русским людям выстоять, победить сильнейшего противника, восстановить жизнь после войны.
Андрей Соколов – простой русский человек, работяга. Всю мирную жизнь он проработал шофером. У него был дом, семья и дети – его малая Родина. Это Соколов любил больше всего на свете, видел в этом смысл своей жизни. Герой мечтал до конца своих дней трудиться на благо страны, воспитывать вместе с женой детей, радоваться внукам…
Но война разрушила его планы. В один миг Соколов потерял и дом, и почти всю семью, потерял смысл жизни. Кроме того, на фронте на долю героя тоже выпали нелегкие испытания - он оказался в немецком плену. Шолохов описывает, как мужественно вели себя в плену большинство русских солдат, как, несмотря на страшные мучения, они не предали своей Родины, не посрамили звания русского человека.
Не стал исключением и Андрей Соколов. Особенно ярко мужество и достоинство героя проявляется в сцене его допроса комендантом лагеря Мюллером. Это был безжалостный человек: «Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день…Аккуратный был гад, без выходных работал».
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был»,— подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики,— ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения».