Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» , подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся» . Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся» . Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» , с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.) : «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины» , хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно» . Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований» , и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
«Корзина с еловыми шишками» . В самом начале рассказа Паустовский описывает осень, и главное в этом описании: про- тивопоставление живого, настоящего – и ненас- тоящего, сделанного, подделки под настоящее. «А потом будет встреча Грига с девочкой Дагни Педерсон, которая с трудом тащила тя- желую корзину с еловыми шишками, а в них, как известно, «много смолы, и поэтому они весят гораздо больше сосновых» . И будет дан портрет девочки, дочери лесника, в котором будет под- черкнута ее органическая связь с лесом и с осе- нью: «...зрачки у нее зеленоватые, и в них поб- лескивает огоньками листва» . Собственно, эта встреча и пробуждает у композитора желание именно ей подарить музы- ку. Он понимает, что они могут больше не встре- титься с девочкой, но верит, что она обязательно встретится с Музыкой. В начале еще неясно, почему именно этой девочке композитор собирается посвятить свое произведение. Но уже начинает «мерцать» смысл сквозь дальнейшее повествование. Мы-то знаем, кто был самыми лучшими слушателями музыки Грига – это были и загулявшие матросы, которые «рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая» , и прачка, которая «раз- гибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой» , и сверчок, и пада- ющий снег, и Золушка.. . «Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посе- тителей концертов» . А дальше – тема для настоящих цени- телей Музыки и искусства – тема театра, куда впервые пришла юная Дагни и поверила в вол- шебную силу искусства. Григ правильно угадал, что можно подарить на восемнадцатилетие ма- ленькой Дагни, простой крестьянской девоч- ке. Она станет той, кому МАЭСТРО подарит встречу с Прекрасным. Вот такой смысл откроется вам, если вы немного задумаетесь над смыслом названия это- го рассказа и, может быть, тогда вам захочется прочитать или перечитать и этот рассказ, и дру- гие…
герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским
недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство
Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» ,
подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не
увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста
императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что
как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим
значением никуда не годимся» . Левша не поддается никаким соблазнам и
отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю,
что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то,
храни Бог, войны, они стрелять не годятся» . Но чиновники так и не передали ни
тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате
чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши
«аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и
шуба овечкина, так душа человечкина» , с нами говорит уже сам автор рассказа. И
в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и
малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в
современность (рассказ был создан в 1881 г.) : «Теперь все это уже «дела
минувших дней» и «преданья старины» , хотя и не глубокой, но предания эти нет
нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический
характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших
гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною
фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием
эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно» . Образ Левши, по мысли
писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов
и дарований» , и заставляет с грустью смотреть на современность, когда,
«благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической
удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к
сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
В самом начале рассказа Паустовский
описывает осень, и главное в этом описании: про-
тивопоставление живого, настоящего – и ненас-
тоящего, сделанного, подделки под настоящее.
«А потом будет встреча Грига с девочкой
Дагни Педерсон, которая с трудом тащила тя-
желую корзину с еловыми шишками, а в них, как
известно, «много смолы, и поэтому они весят
гораздо больше сосновых» . И будет дан портрет
девочки, дочери лесника, в котором будет под-
черкнута ее органическая связь с лесом и с осе-
нью: «...зрачки у нее зеленоватые, и в них поб-
лескивает огоньками листва» .
Собственно, эта встреча и пробуждает у
композитора желание именно ей подарить музы-
ку. Он понимает, что они могут больше не встре-
титься с девочкой, но верит, что она обязательно
встретится с Музыкой.
В начале еще неясно, почему именно
этой девочке композитор собирается посвятить
свое произведение. Но уже начинает «мерцать»
смысл сквозь дальнейшее повествование. Мы-то
знаем, кто был самыми лучшими слушателями
музыки Грига – это были и загулявшие матросы,
которые «рассаживались на ступеньках дома и
слушали, всхлипывая» , и прачка, которая «раз-
гибала спину, вытирала ладонью покрасневшие
глаза и покачивала головой» , и сверчок, и пада-
ющий снег, и Золушка.. . «Этих слушателей Григ
ценил больше, чем нарядных и вежливых посе-
тителей концертов» .
А дальше – тема для настоящих цени-
телей Музыки и искусства – тема театра, куда
впервые пришла юная Дагни и поверила в вол-
шебную силу искусства. Григ правильно угадал,
что можно подарить на восемнадцатилетие ма-
ленькой Дагни, простой крестьянской девоч-
ке. Она станет той, кому МАЭСТРО подарит
встречу с Прекрасным.
Вот такой смысл откроется вам, если вы
немного задумаетесь над смыслом названия это-
го рассказа и, может быть, тогда вам захочется
прочитать или перечитать и этот рассказ, и дру-
гие…