Левша Николая Лескова - удивительный персонаж, очень яркий и впечатляющий образ и характер. Левша - молодой тульский мастер-оружейник, необразованный, не знающий даже арифметики, но при этом невероятно талантливый, смекалистый и умелый. О внешности левши в тексте сказа есть буквально несколько строчек: «один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» (гл.6). Лесков о внешнем в левше только и пишет, что про эти волосы, за которые его вечно дерут, и собственно про то, что мастер-оружейник - левша (левой рукой крестится, и все левой рукой делает). Левша предан своей работе, и мастерством своим не гордится, не кичится, а думает только, как сработать еще лучше. Он - человек очень верующий, но и веру его Лесков не указывает личным качеством, жизнь с сильной православной верой в левше показана как общая народная русская черта - например, перед тем как подковывать блоху, левша с двумя другими мастерами сначала сходили в Мценск в иконе св.Николая, а потом уже сели за работу. Левша прямолинеен, и даже с государем разговаривал прямо и честно; необразованность нельзя считать объяснением этой прямоты, ведь хитрым и подобострастным можно быть и без воспитания и образования. Левша верен России, своей семье (англичанам он говорит, что не останется в Англии, что дома у него родители есть), русскому укладу жизни, и искренне верит, что жизненное устройство в России - самое лучшее, и ему привычное, и менять его он никак не согласен. На предложение жениться на англичанке левша прямо говорит, что не женится, так как не понимает англичанок, и знакомиться и понимать не будет, так как жениться не намерен и обманывать девушек не станет. Поражает верность левши своему делу и его стремление в своем деле прославлять родину и ей. Он был просто одержим необходимостью передать государю, что ружья нельзя чистить битым кирпичом, и как мастер понимал невероятную важность этого сообщения. При этом левша очень скромен, дерганья за волосы он принимает спокойно, даже когда их не заслужил, удивительным мастерством своим не кичится и не акцентирует его, а похвалу за работу над блохой делит на всех мастеров.
Сегодня роман Чернышевского непопулярен ,почти не изучается в школе .Его мало читают .А напрасно . Автор поведал читателю много интересного об общественной жизни и попытался дать ответ на вопрос :что делать ,чтобы изменить жизнь народа . Он был революционер - разночинец .поэтому и показал в своём произведении людей совершить эти перемены . Во - первых ,это "новые люди".такими ,по мнению Чернышевского ,через некоторое время станут все люди : они будут честны ,трудолюбивы,бескорыстны и свободны .Это Вера Павловна ,Лопухов ,Кирсанов .Они друг другу ,не подличают ,великодушны .У них свободные отношения .Мне кажется ,здесь Чернышевский промахнулся .Он верил ,что люди будут такими .Но они не таковы .И врут ,и подличают ,и мстят .Иногда встречаются такие прекраснодушные ,как Лопахин ,но очень редко .Не верю я и в то ,что люди могут жить коммунами ,например ,как девушки в мастерской Веры Павловны(один зонтик на всех ,одежда ,общее меню и т. д.) Ещё более ярко это описано в Четвёртом сне героини .Там общая жизнь людей труда показана намного масштабнее и полнее .Но это - утопия .Такого не бывает .Правда ,Познер сейчас по Первому каналу рассказывает в фильме"Еврейское счастье" о киббуцах ( общих сельских поселениях) в Израиле .Вот у них там прямо по Чернышевскому получается .А вот в России колхозы ,которые задумывались как коллективное хозяйство - потерпели фиаско .Человек ( об этом рассказал Шолохов в "Поднятой целине") - собственник и обособляться не хочет .То есть "Гладко было на бумаге ,да забыли про овраги". Хотя вот с разумным эгоизмом новых людей я могу согласиться . .Здесь Чернышевский прав .Новым людям хорошо тогда ,когда хорошо народу .Здесь я согласен И сегодня есть такие люди .Но их немного .А писатель считал ,что такими станут все . Чернышевский показал нам образ особенного человека- Рахметова .Это прообраз профессионального революционера .Он аскет ,отказывает себе в радостях жизни ,закаляет своё тело к тяготам и лишения ,готовит революционные кадры .Он силён и мужествен .Но "хоть он и соль соли земли",это тоже идеал ,совершенно недостижимый для простого человека .Мы видели революционных профессионалов .Да ,они вначале своей деятельности были аскетами ,но ,прибрав к своим рукам страну ,стали строить дворцы и загородные виллы и мало думать о народе.Опять - утопия . Так что же? -книга "Что делать" зря написана ( в тюрьме) ,напрасно автор живописал свои мечты? Думаю ,что нет .Хотя идеалы Чернышевского не осуществились ,но он дал образец идеальных людей ,идеальных отношений .И внимательный читатель ,знакомясь с таким будущим ,может дать волю своим мечтам и даже попытаться воплотить их в жизнь. Господа ,если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет Честь безумцу ,который навеет Человечеству сон золотой! (Беранже)
Левша предан своей работе, и мастерством своим не гордится, не кичится, а думает только, как сработать еще лучше. Он - человек очень верующий, но и веру его Лесков не указывает личным качеством, жизнь с сильной православной верой в левше показана как общая народная русская черта - например, перед тем как подковывать блоху, левша с двумя другими мастерами сначала сходили в Мценск в иконе св.Николая, а потом уже сели за работу.
Левша прямолинеен, и даже с государем разговаривал прямо и честно; необразованность нельзя считать объяснением этой прямоты, ведь хитрым и подобострастным можно быть и без воспитания и образования.
Левша верен России, своей семье (англичанам он говорит, что не останется в Англии, что дома у него родители есть), русскому укладу жизни, и искренне верит, что жизненное устройство в России - самое лучшее, и ему привычное, и менять его он никак не согласен. На предложение жениться на англичанке левша прямо говорит, что не женится, так как не понимает англичанок, и знакомиться и понимать не будет, так как жениться не намерен и обманывать девушек не станет.
Поражает верность левши своему делу и его стремление в своем деле прославлять родину и ей. Он был просто одержим необходимостью передать государю, что ружья нельзя чистить битым кирпичом, и как мастер понимал невероятную важность этого сообщения.
При этом левша очень скромен, дерганья за волосы он принимает спокойно, даже когда их не заслужил, удивительным мастерством своим не кичится и не акцентирует его, а похвалу за работу над блохой делит на всех мастеров.
Автор поведал читателю много интересного об общественной жизни и попытался дать ответ на вопрос :что делать ,чтобы изменить жизнь народа .
Он был революционер - разночинец .поэтому и показал в своём произведении людей совершить эти перемены .
Во - первых ,это "новые люди".такими ,по мнению Чернышевского ,через некоторое время станут все люди : они будут честны ,трудолюбивы,бескорыстны и свободны .Это Вера Павловна ,Лопухов ,Кирсанов .Они друг другу ,не подличают ,великодушны .У них свободные отношения .Мне кажется ,здесь Чернышевский промахнулся .Он верил ,что люди будут такими .Но они не таковы .И врут ,и подличают ,и мстят .Иногда встречаются такие прекраснодушные ,как Лопахин ,но очень редко .Не верю я и в то ,что люди могут жить коммунами ,например ,как девушки в мастерской Веры Павловны(один зонтик на всех ,одежда ,общее меню и т. д.) Ещё более ярко это описано в Четвёртом сне героини .Там общая жизнь людей труда показана намного масштабнее и полнее .Но это - утопия .Такого не бывает .Правда ,Познер сейчас по Первому каналу рассказывает в фильме"Еврейское счастье" о киббуцах ( общих сельских поселениях) в Израиле .Вот у них там прямо по Чернышевскому получается .А вот в России колхозы ,которые задумывались как коллективное хозяйство - потерпели фиаско .Человек ( об этом рассказал Шолохов в "Поднятой целине") - собственник и обособляться не хочет .То есть "Гладко было на бумаге ,да забыли про овраги".
Хотя вот с разумным эгоизмом новых людей я могу согласиться . .Здесь Чернышевский прав .Новым людям хорошо тогда ,когда хорошо народу .Здесь я согласен И сегодня есть такие люди .Но их немного .А писатель считал ,что такими станут все .
Чернышевский показал нам образ особенного человека- Рахметова .Это прообраз профессионального революционера .Он аскет ,отказывает себе в радостях жизни ,закаляет своё тело к тяготам и лишения ,готовит революционные кадры .Он силён и мужествен .Но "хоть он и соль соли земли",это тоже идеал ,совершенно недостижимый для простого человека .Мы видели революционных профессионалов .Да ,они вначале своей деятельности были аскетами ,но ,прибрав к своим рукам страну ,стали строить дворцы и загородные виллы и мало думать о народе.Опять - утопия .
Так что же? -книга "Что делать" зря написана ( в тюрьме) ,напрасно автор живописал свои мечты?
Думаю ,что нет .Хотя идеалы Чернышевского не осуществились ,но он дал образец идеальных людей ,идеальных отношений .И внимательный читатель ,знакомясь с таким будущим ,может дать волю своим мечтам и даже попытаться воплотить их в жизнь.
Господа ,если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет
Честь безумцу ,который навеет
Человечеству сон золотой!
(Беранже)