Сочинение: почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости План: 1 выбрать пословицу, оформить тезис 2 рассказать историю, отражающую суть пословицы 3 пример из книг 4 сделать вывод
Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры. ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. в многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.персонажи, главным образом животные, откровенно условны. повествование сжато и прямолинейно. язык прост и близок к разговорному. а примере басни "волк и ягнёнок": басня эзопа басня крылова прозаическая поэтическая структура одинакова композиция эзоп: сюжетная часть мораль - нейтральные -конфликт зла и справедливости крылов: мораль сюжетная часть - эмоциональные конфликт неравенства: власти и зависимости эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д. крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажейнапомним сюжет. лиса проголодалась и неожиданно увидела спелую гроздь винограда, а когда не смогла ее ухватить, то сказала сама себе, что жалеть не о чем, ибо «виноград зелен» (и. а. крылов). сама басня эзопа занимает чуть больше места, чем наш пересказ, и написана она, конечно, более примечательным языком. по форме написания: у эзопа басня – прозаическая, а у крылова - стихотворнаяв басне эзопа повествование короткое, только факты, а в тексте крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. у эзопа больше повествования, а у крылова больше описания. но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.с точки зрения их построения у эзопа основная часть, потом мораль, а у крылова морали нет у крылова чтобы читатели могли сами подумать эзоп крылов
1.Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Минула Селянинович» ?
Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.
2.Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину - сумел выдернуть соху из земли.
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости...») . Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее.
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет) , описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием) . Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.
Гиперболы и постоянные эпитеты усилить эмоциональность текста, передают отношение сказителя.
3.Данте характеристику Микуле или Вольге (на выбор) .
Микула Селянинович — пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается.
Эта гипербола представить масштабы трудовой деятельности Микулы.
Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С этих деталей в былине превозносится крестьянский труд.
Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив.
Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла) . В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей.
Образ Микулы - это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.
4.Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы "Так говорили былинные герои" или «Незаслуженно забытые
слова» на выбор) . Объясните слова "нарекать", " ", «раздольнце", "крестный батюшка" и др.
Словарик «Незаслуженно забытые слова»
соловая — желтоватая, со светлой гривой; гужики - кожаные петли в хомуте;
сафьян — мягкая кожа, окрашенная в яркий цвет;
кафтан — русская мужская верхняя одежда;
крестьяновать — заниматься крестьянским трудом;
скирда — большой стог сена;
получка — дань;
оболока — облака;
нарекать — называть;
отдать, подарить;
раздольице - раздолье.
5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили — Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?
Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины
2500 лет назад 200 лет назад
лиса и виноград лисица и виноград
проза стих
события и герои похожи
мораль одинаковая
1.Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Минула Селянинович» ?
Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.
2.Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину - сумел выдернуть соху из земли.
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости...») . Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее.
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет) , описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием) . Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.
Гиперболы и постоянные эпитеты усилить эмоциональность текста, передают отношение сказителя.
3.Данте характеристику Микуле или Вольге (на выбор) .
Микула Селянинович — пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается.
Эта гипербола представить масштабы трудовой деятельности Микулы.
Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С этих деталей в былине превозносится крестьянский труд.
Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив.
Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла) . В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей.
Образ Микулы - это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.
4.Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы "Так говорили былинные герои" или «Незаслуженно забытые
слова» на выбор) . Объясните слова "нарекать", " ", «раздольнце", "крестный батюшка" и др.
Словарик «Незаслуженно забытые слова»
соловая — желтоватая, со светлой гривой; гужики - кожаные петли в хомуте;
сафьян — мягкая кожа, окрашенная в яркий цвет;
кафтан — русская мужская верхняя одежда;
крестьяновать — заниматься крестьянским трудом;
скирда — большой стог сена;
получка — дань;
оболока — облака;
нарекать — называть;
отдать, подарить;
раздольице - раздолье.
5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили — Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?
Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины