Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) был убежденным сторонником просвещенной монархии и теории «естественного права», т. е. равных прав людей перед законом, полученных при рождении человека. Свои взгляды он высказывал в произведениях разных жанров, главным из которых была сатира, т. е. развернутое стихотворение обличительного содержания. Он обличает невежество представителей разных слоев общества, начиная от безграмотного помещика до одного из высших церковных иерархов, противников петровских преобразований, мечтающих повернуть вспять развитие страны («На хулящих учение. К уму своему»). Теория «естественного права» защищается им в сатире «Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных», в которой обличению подвергаются дворяне, кичащиеся своей родословной, заслугами предков перед отечеством, но проводящие сами свою жизнь в праздности и погоне за собственными удовольствиями, с презрением относящиеся к крестьянам и выходцам из незнатных родов. Значительную роль в творчестве Кантемира играет сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому», в которой поэт утверждал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание. Велика ответственность родителей за воспитание своих детей. Нельзя при этом забывать, что «пример наставления всякого сильнее». Основную задачу воспитания Кантемир видел в том: Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен Сын твой был отечеству, меж людьми любезен И всегда желателен: к тому все науки Концу и искусства все должны подать руки. Как видим, Кантемир выражает взгляды, близкие и другим писателям-классицистам. В. Белинский высоко оценивал эту сатиру и рекомендовал заучивать ее наизусть всем вступающим в брак. В других сатирах высмеиваются такие пороки, как наглость, страсть к сплетням. Интересен образ временщика в пятой сатире. Свои эстетические взгляды Кантемир высказал в сатире, названной им «О опасности сатирических сочинений. К музе своей». Основной принцип сатиры он формулирует афористично: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Несмотря на то что сатиры вызывают раздражение в обществе и создают угрозы благополучию автора (и этому есть подтверждение в биографии Кантемира), он заявляет, что никогда не прекратит рабо ту в этом жанре, потому что пишет «по должности гражданина».
княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
Мария Николаевна Волконская
княгиня, супруга князя Волконского
Другие персонажи
Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
Граф – отец Екатерины Трубецкой.
Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.
В первой части Екатерина Трубецкая со слезами на глазах прощается с отцом. Молодая княгиня отправляется вслед за мужем, сосланным в Сибирь. Впереди героиню ждет тяжелая дорога. Спустя три месяца отважная женщина добирается до Иркутска. Графиню встречает губернатор, который по приказу царя всячески уговаривает ее отступить от своей цели, вернуться домой. Он описывает все ужасы ссыльной жизни, но молодая княгиня настаивает на скорой встрече с любимым мужем. Старый губернатор тронут ее преданностью до глубины души.
Во второй части пожилая княгиня Волконская описывает сою жизнь на память потомком. Марию выдают замуж в возрасте девятнадцати лет за отважного генерала Волконского, который гораздо старше ее. Мария узнает об аресте мужа, будучи беременной. После рождения первенца она встречается с князем в тюрьме. Увидев его измученное лицо, она обещает отправиться с ним в ссылку. Семья отговаривает Машу от этого решения, но она остается непреклонной. Ей тяжело расстаться с сыном, и она надеется на его прощение, когда он вырастет.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) был убежденным сторонником просвещенной монархии и теории «естественного права», т. е. равных прав людей перед законом, полученных при рождении человека. Свои взгляды он высказывал в произведениях разных жанров, главным из которых была сатира, т. е. развернутое стихотворение обличительного содержания. Он обличает невежество представителей разных слоев общества, начиная от безграмотного помещика до одного из высших церковных иерархов, противников петровских преобразований, мечтающих повернуть вспять развитие страны («На хулящих учение. К уму своему»). Теория «естественного права» защищается им в сатире «Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных», в которой обличению подвергаются дворяне, кичащиеся своей родословной, заслугами предков перед отечеством, но проводящие сами свою жизнь в праздности и погоне за собственными удовольствиями, с презрением относящиеся к крестьянам и выходцам из незнатных родов. Значительную роль в творчестве Кантемира играет сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому», в которой поэт утверждал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание. Велика ответственность родителей за воспитание своих детей. Нельзя при этом забывать, что «пример наставления всякого сильнее». Основную задачу воспитания Кантемир видел в том: Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен Сын твой был отечеству, меж людьми любезен И всегда желателен: к тому все науки Концу и искусства все должны подать руки. Как видим, Кантемир выражает взгляды, близкие и другим писателям-классицистам. В. Белинский высоко оценивал эту сатиру и рекомендовал заучивать ее наизусть всем вступающим в брак. В других сатирах высмеиваются такие пороки, как наглость, страсть к сплетням. Интересен образ временщика в пятой сатире. Свои эстетические взгляды Кантемир высказал в сатире, названной им «О опасности сатирических сочинений. К музе своей». Основной принцип сатиры он формулирует афористично: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Несмотря на то что сатиры вызывают раздражение в обществе и создают угрозы благополучию автора (и этому есть подтверждение в биографии Кантемира), он заявляет, что никогда не прекратит рабо ту в этом жанре, потому что пишет «по должности гражданина».
Главные герои
Екатерина Ивановна Трубецкая
княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
Мария Николаевна Волконская
княгиня, супруга князя Волконского
Другие персонажи
Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
Граф – отец Екатерины Трубецкой.
Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.
В первой части Екатерина Трубецкая со слезами на глазах прощается с отцом. Молодая княгиня отправляется вслед за мужем, сосланным в Сибирь. Впереди героиню ждет тяжелая дорога. Спустя три месяца отважная женщина добирается до Иркутска. Графиню встречает губернатор, который по приказу царя всячески уговаривает ее отступить от своей цели, вернуться домой. Он описывает все ужасы ссыльной жизни, но молодая княгиня настаивает на скорой встрече с любимым мужем. Старый губернатор тронут ее преданностью до глубины души.
Во второй части пожилая княгиня Волконская описывает сою жизнь на память потомком. Марию выдают замуж в возрасте девятнадцати лет за отважного генерала Волконского, который гораздо старше ее. Мария узнает об аресте мужа, будучи беременной. После рождения первенца она встречается с князем в тюрьме. Увидев его измученное лицо, она обещает отправиться с ним в ссылку. Семья отговаривает Машу от этого решения, но она остается непреклонной. Ей тяжело расстаться с сыном, и она надеется на его прощение, когда он вырастет.
В Нерчинске жены декабристов к
большой радости встречаются друг с
другом. Они утешают себя тем, что их
жертва не напрасна, и
мужьям выдержать все лишения