Заболоцкий выдвигает мнение : «Я не ищу гармонии в природе» . Мы видим такую картину: осенний безветренный вечер, «слепую ночь» с тусклой луной, тихую потемневшую воду. Краски темные, размытые, нет четких линий. В памяти возникает образ античной мифологии- «От бесполезно тяжкого труда» — Сизифов труд. Движение воды не приносит результата. Автор переходит к обобщенному взгляду на мир: «Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной» .
Действие повести разворачивается в небольшом аиле куркуреу в 1924 году. молодой учитель по имени дюйшен после армии отправляется в аил, чтобы открыть в нем школу и обучать грамоте детей. по началу, на собрании, местные жители не могли понять, для чего им нужна школа, так как в основном, все были безграмотные на протяжении нескольких поколений. основным занятием жителей аила на протяжении веков было сельское хозяйство, а для этого, как они считали, обучение в школе не нужно. однако дюйшен смог найти убедительные аргументы и жители дали свое согласие на открытие школы. аил был бедным, денег на постройку школы ни у кого не было, поэтому школу сделали, немного реконструировав небольшой сарай, который использовался как конюшня. там и начались занятия. в аиле было много обездоленных детей, в том числе сирота по имени алтынай. когда ее родители погибли, она стала жить в семье своего дяди. семья дяди довольно плохо относилась к алтынай, ее безжалостно эксплуатировали на полях и всячески препятствовали ее обучению в школе. через некоторое время, алтынай решили продать одному богачу в жены, но учитель дюйшен вовремя успел помешать этому, обратившись в милицию. девушку удалось вызволить и ее поместили в детский дом. находясь там, алтынай смогла обучаться грамоте, чему она добилась неплохих успехов в жизни. . со временем школа исчезла с лица земли, от нее не осталось и камешка, но память о ней осталась на века.
Мы видим такую картину: осенний безветренный вечер, «слепую ночь» с тусклой луной, тихую потемневшую воду. Краски темные, размытые, нет четких линий.
В памяти возникает образ античной мифологии- «От бесполезно тяжкого труда» — Сизифов труд. Движение воды не приносит результата. Автор переходит к обобщенному взгляду на мир:
«Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной» .