В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
andreyBublik
andreyBublik
24.02.2021 19:04 •  Литература

Сопоставьте рассказы Чехова и Шукшина по следующим критериям 1)жанр, 2)тема ,3)герои, 4)идея​

Показать ответ
Ответ:

Эти рассказы схожи уже в названии, оба антропоцентричны. Главных героев этих рассказов объединяет не только имя, но и типологические особенности. Также в рассказе Шукшина есть прямое упоминание Чехова (когда Володя и Лариса говорят о литературе).

Чеховский герой - еще личностно не сформировавшийся семнадцатилетний юноша-гимназист. Это робкий, некрасивый и болезненный мальчик. Он влюбляется в Нюту, замужнюю даму. Он стыдится и боится своего чувства, не может сознаться даже себе. Называет это «маленькой интрижкой». Встречи с Нютой волновали его, он испытывал трепет и неловкость. Но он все же решил признаться в любви Нюте. Это решение далось ему тяжело. Но в ответ она посмеялась над ним. Володя испытывал мучительный стыд и обиду. А когда он услышал, что Нюта обсуждает это с другими дамами, ему захотелось уехать, и он не мог дождаться поезда.

Шукшинский Володя – это студент медицинского института, который едет в поезде домой на каникулы и встречает свою давнюю знакомую Ларису, которая когда-то ему «даже понравилась». Они разговаривают и он ведет себя неестественно. Он пытается скрыть свою растерянность и нелепость. Но шукшинский Володя, в отличии от чеховского, который теряется и робеет, избирает вольную манеру общения, ему не свойственную. Персонажа Шукшина можно назвать немного «повзрослевшим» героем Чехова. Он более осторожен в проявлении своих эмоций. Он ничего не говорит девушке, но в тамбуре он положил руку Ларисе на плечо и стал подталкивать к себе (чеховский герой обнял за талию). Но она останавливает его вопросом. И он ринулся от стыда бежать по вагонам. И Володя-студент и Володя-гимназист испытывают одинаковые чувства: стыда, стыда за свою трусость, сожаления, страха показаться незрелым (Студент – «хотел, чтоб никто не узнал какой он враль и молокосос; гимназист – «ему было стыдно, что с ним обошлись как с мальчиком»). Шукшинский персонаж боится, что она расскажет всем – «Они любят рассказывать, смеются всегда». Он утверждает об этом так, словно с ним случалось уже подобное. С чеховским Володей это произошло. Вообще, сама сцена близкого контакта героя и героини очень схожа в обоих рассказах: попытка объятия, обе героини вскидывали оголенные руки вверх, обе не отталкивали героев, а оба героя испытывали унижение и стыд после этого эпизода. В рассказе Чехова Нюта называет Володю «гадким утенком», в рассказе Шукшина автор называет своего персонажа «мелким гадом». Оба автора в центр рассказа помещают душевные переживания своих героев. Помимо любовного мотива, мотива страха и мотива стыда в обоих рассказах возникает мотив движения – поезд, вокзал. Поезд – символ движущейся жизни. И герои словно хотят ускорить движение жизни, чтобы не испытывать позора.

Главное отличие героев в том, что шукшинский Володя более осторожный и закрытый, в нем уже нет той наивности, какую мы можем увидеть в чеховском персонаже. Володя Шукшина избегает следующей встречи с Ларисой и прячется от нее, словно заранее знает, что «вторая встреча» будет еще мучительнее для него. Чеховский же Володя признается дважды в любви и находит в себе силы встретиться с Нютой за общим столом, что для него проходит крайне мучительно. Но его наивность и открытость его же и погубили. Персонаж Чехова погибает в финале рассказа.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота