СОР-3. 7 класс. Русская литература. Суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»
Цель обучения
7АИ8.Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др
Критерии оценивания
Обучающийся
• Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур
• Исследует и определяет роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др.
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1.
Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие задания:
1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк – Наполеон, Ловчий - Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания?
А Аллитерация
Б. Аллегория
В. Ассонанс
2. Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они вскрыть автору в этом тексте?
…Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, — Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: Забудем уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю, Что я ...»
Объяснение:
Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца".
Именно такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью, а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная действительность и реальность настолько соединились и казались естественными, что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.
1.Кто является злоумышленником в рассказе?
Злоумышленниками в этом рассказе являются вовсе не Денис Григорьев и его братья или кто-то из климовских мужиков, а те господа, из-за которых мужики нарушают закон. Если бы они действительно поступили не по совести, они готовы были бы за это отвечать, но не зря же! То есть название чеховского рассказа «Злоумышленник» иронично. Настоящие злоумышленники — не крестьяне, а их господа.
2. Что за преступление совершил Денис Григорьев? Каково возражение мужика?
Вина его состоит в том, что он на железной дороге открутил гайку, которая прикрепляет рельсы к шпалам. Сделал он это для того, чтобы изготовить из гайки грузило для ловли рыбы. Иначе в их местности рыбу не поймаешь, это знает даже «самый последний мальчишка» . Сделал Денис Григорьев это по нескольким причинам, одна из них — бедность: «Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится» .
Денис Григорьев не собирался устраивать крушение поезда: «...Мыслей таких в голове не было.. . Уж сколько отвинчиваем.. . оставляем.. . Не без ума делаем.. . понимаем...» . Гайки, оказывается, отвинчивают все климовские мужики, а Митрофан Петров делает неводы «и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...» . Вот и вторая причина, по которой выкручивают гайки на железной дороге: для господских неводов, ведь господа тоже ловят рыбу.
Он с усмешкой возражает: «Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение.. . людей убил... »
3.Какого мужика показывает писатель?
Автор показывает забитого и неграмотного мужика, пойманного на месте преступления за отвинчиванием гаек от рельсов.
4.Каков смысл названия рассказа «Злоумышленник» ?
Название рассказа «Злоумышленник» звучит как насмешка и осуждение властям, доведшим свой народ до положения бессловесных рабов, не понимающих законов, по которым вынуждены жить.
Объяснение: