Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
Герои мифологии привлекают нас своими необычайными силой, красотой и умом. Но для меня, кроме этого, огромную роль играют личные характеристики персонажа. Смелость, отвага, справедливость и доброе сердце – все это соединилось в образе моего любимого мифологического героя Древней Греции – Геракла. Легендарные двенадцать подвигов этого персонажа поразили мой разум и воображение на всю жизнь. Но удивительнее за все чудеса, которые творил Геракл – его сила и прочность духа. Известно, что еще в юные лета, две очаровательные нимфы предложили нашему герою выбор: приятное и легкое, либо тяжелое, опасное, и полное героических поступков, и Геракл, без всяких колебаний выбрал второй вариант, отказавшись от роскоши и удовольствий. После того, как коварная богиня Гера, вскружила мозг героя, напустив на него тем временное безумие и головокружение разума, вследствие чего тот убил любимую жену и детей, Геракл не опустил рук. Чтобы понять, как жить дальше, герой направился к дельфийскому оракулу и веруя в прорицания, начал служить королю Эврисфею, с чего и начались его героические подвиги. Эврисфей жаждал уничтожить Геракла, поэтому давал ему такие опасные и сложные задания, справиться с которыми не в силах была бы ни одному человеку. Но Геракл и не был обычным человеком! Не следует, забывать о том, что он представлял собой потомка верховного бога громовержца Зевса! Возможно именно из-за того, что в жилах Геракла течет кровь богов, коварные планы короля Эврисфея не увенчались успехом. Геракл не только возвращался живым, но и получал победу в самых сложных сражениях, выполняя невероятные задания! Именно так он и совершил двенадцать подвигов. Геракл сумел одолеть свирепых мифических зверей, которые наносили людям большой вред. При этом герой проявил такие качества, как ум, благородство натуры и полное отсутствие страха. Когда он по приказу короля похитил священную корнийскую лань, то сдержал слово, которое дал богине Афродите, и сделал так, что животное вернулась на волю. Он сумел одержать победу в борьбе с амазонками, и, пережив немало приключений, добыл для короля яблоки из сада Гесперид. По сути своей, каждый из подвигов Геракла – это яркий пример победы добра над силами зла, любви над ненавистью, истины над ложью. Именно поэтому этот герой является для меня не только любимым мифологическим персонажем, но и образцом мужества, храбрости и силы духа!
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
Смелость, отвага, справедливость и доброе сердце – все это соединилось в образе моего любимого мифологического героя Древней Греции – Геракла.
Легендарные двенадцать подвигов этого персонажа поразили мой разум и воображение на всю жизнь. Но удивительнее за все чудеса, которые творил Геракл – его сила и прочность духа. Известно, что еще в юные лета, две очаровательные нимфы предложили нашему герою выбор: приятное и легкое, либо тяжелое, опасное, и полное героических поступков, и Геракл, без всяких колебаний выбрал второй вариант, отказавшись от роскоши и удовольствий.
После того, как коварная богиня Гера, вскружила мозг героя, напустив на него тем временное безумие и головокружение разума, вследствие чего тот убил любимую жену и детей, Геракл не опустил рук. Чтобы понять, как жить дальше, герой направился к дельфийскому оракулу и веруя в прорицания, начал служить королю Эврисфею, с чего и начались его героические подвиги. Эврисфей жаждал уничтожить Геракла, поэтому давал ему такие опасные и сложные задания, справиться с которыми не в силах была бы ни одному человеку. Но Геракл и не был обычным человеком!
Не следует, забывать о том, что он представлял собой потомка верховного бога громовержца Зевса! Возможно именно из-за того, что в жилах Геракла течет кровь богов, коварные планы короля Эврисфея не увенчались успехом. Геракл не только возвращался живым, но и получал победу в самых сложных сражениях, выполняя невероятные задания! Именно так он и совершил двенадцать подвигов.
Геракл сумел одолеть свирепых мифических зверей, которые наносили людям большой вред. При этом герой проявил такие качества, как ум, благородство натуры и полное отсутствие страха. Когда он по приказу короля похитил священную корнийскую лань, то сдержал слово, которое дал богине Афродите, и сделал так, что животное вернулась на волю.
Он сумел одержать победу в борьбе с амазонками, и, пережив немало приключений, добыл для короля яблоки из сада Гесперид.
По сути своей, каждый из подвигов Геракла – это яркий пример победы добра над силами зла, любви над ненавистью, истины над ложью. Именно поэтому этот герой является для меня не только любимым мифологическим персонажем, но и образцом мужества, храбрости и силы духа!