По-настоящему новаторской явилась сказка Одоевского « Городок в табакерке » - первая научно-художественная сказка в русской литературе. Она не потеряла своего значения и в наши дни.
Белинский называл « Городок в табакерке » «поэтической пьеской» и так определил его смысл и значение: здесь «дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». Мастерству сказочного повествования Одоевский учился у народа. В сказке « Городок в табакерке » сюжет, тема и идея принадлежат самому Одоевскому . Они не имеют аналогий в народной поэзии: сказка о технике - творчество исключительно писателей, которые следили за развитием научного прогресса, понимали значение пропаганды научных идей среди подрастающего поколения. Но « Городок в табакерке » - произведение сказочного жанра, и, как во всякой сказке, в нем органически сочетается рассказ о реальных фактах и явлениях с фантастическим вымыслом
По-настоящему новаторской явилась сказка Одоевского « Городок в табакерке » - первая научно-художественная сказка в русской литературе. Она не потеряла своего значения и в наши дни.
Белинский называл « Городок в табакерке » «поэтической пьеской» и так определил его смысл и значение: здесь «дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». Мастерству сказочного повествования Одоевский учился у народа. В сказке « Городок в табакерке » сюжет, тема и идея принадлежат самому Одоевскому . Они не имеют аналогий в народной поэзии: сказка о технике - творчество исключительно писателей, которые следили за развитием научного прогресса, понимали значение пропаганды научных идей среди подрастающего поколения. Но « Городок в табакерке » - произведение сказочного жанра, и, как во всякой сказке, в нем органически сочетается рассказ о реальных фактах и явлениях с фантастическим вымыслом
Объяснение:
Мы встречаем Евгения на улице, там, где его застала стихия.
Меняется всё: ритм, стилистика и сам герой.
Ритм чёткий, без переносов, появляется высокая лексика вступления.
Вторая встреча с ним - после наводнения, когда он хочет добраться
до дома любимой.
Обилие глаголов, быстро сменяющих друг друга, многоточия, обрывки
фраз, вопросительных предложений - свидетельство тревоги, смятения
в душе Евгения.
Что ж это?
Он остановился.
Пошёл назад и воротился.
Глядит ...идёт ...опять глядит.
Потом ритм меняется, становится монотонным, герой впадает в болезненное безразличие.
Затем - срыв и сумасшествие.
И вдруг, ударя в лоб рукою
Захохотал.
Безумие Евгения рисуется при переносов, пропуски ударений
создают аритмичность. Все это показывает хаос внутри героя.
Значит, зло, стихия не уничтожены, оно осталось, только теперь оно
властвует в смятенном уме Евгения.
Человек перестаёт принадлежать себе, становится безумным,
превращается в зверя.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь, ни человек,
Ни то, ни сё, ни житель света,
Ни призрак мёртвый...
Жилище Евгения становится “пустынным уголком”, который
уже отдан другому.
Пушкин удивительно скуп в выборе лексики, он повторяет одни
и те же слова. Эпитет “пустынный” напоминает нам о “пустынных волнах”,
которые властвовали здесь до возникновения города.
Теперь стихия опустошает жилище и человека, вселяет хаос,
господствует над душой Евгения, в дальнейшем сталкивает его с
духом-хранителем Петербурга Медным всадником.
Евгений бросает кумиру, божеству вызов, вступает в единоборство
с ним.
Маленький человек и властелин судьбы.
Описание Евгения даётся в той же лирической сфере, торжественной
и величественной, как и описание Медного всадника.
Перед нами уже не зверь, но и не просто человек, а герой, “обуянный
силой чёрной”, мятежная стихия живёт в нём.
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
“Добро, строитель чудотворный! -
Шепнул он, злобно задрожав, -
Ужо тебе!.. ”
Битва продолжается, только теперь в единоборство вступают
новые силы: Евгений, ставленник стихии, и Медный всадник,
метафорический заместитель Петра, символ его исторического дела,
созидательного и негативного одновременно.
Евгений бросает вызов, угрожает “кумиру”.
Перед ним не просто стихийная, необузданная, безумная сила
(как река) но и Человек, духовно равный ему, божеству.
Отсюда торжественность тона, обилие славянизмов в описании
того и другого.
Сталкиваются частное и государственное. Евгений, носитель
частного, считает виновником своих бед “строителя чудотворного”.
Ему чудесно вознёсшийся город не принёс ничего хорошего,
разрушил счастье.
Бунт героя свидетельствует о том, что дело Петра Великого,
не может быть однозначно оценено потомками, есть в нём
положительные и отрицательные стороны.
Объяснение: