Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании. Случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью»
Образы Флягина из "Очарованного странника" Лескова и Матрены Солженицына очень похожи. Оба писателя на страницах своих произведений пытались показать героев-праведников, которые стараются жить по нравственных, религиозным законам. Может, не всегда это у них получалось, но они к этому стремились. Флягин был рожден по молитвам родителей, многое в жизни перенес, не озлобился, о себе так говорил:"Мне за народ помереть хочется". Герой совершал плохие поступки, но не со зла и не из личной выгоды. И Матрена жила бедно, не сетовала на свою тяжелую жизнь, всем безвозмездо О ней можно сказать словами Солженицына:"Не стоит село без праведника". Оба героя сумели сохранить откликаться на чужую беду.
Случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью»