Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» , подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся» . Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся» . Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» , с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.) : «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины» , хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно» . Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований» , и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским
недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство
Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» ,
подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не
увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста
императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что
как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим
значением никуда не годимся» . Левша не поддается никаким соблазнам и
отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю,
что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то,
храни Бог, войны, они стрелять не годятся» . Но чиновники так и не передали ни
тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате
чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши
«аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и
шуба овечкина, так душа человечкина» , с нами говорит уже сам автор рассказа. И
в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и
малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в
современность (рассказ был создан в 1881 г.) : «Теперь все это уже «дела
минувших дней» и «преданья старины» , хотя и не глубокой, но предания эти нет
нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический
характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших
гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною
фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием
эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно» . Образ Левши, по мысли
писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов
и дарований» , и заставляет с грустью смотреть на современность, когда,
«благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической
удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к
сочинению подобных нынешней баснословных легенд».