Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Как в природе наступает весна, «теплом и жизнью дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным души от невзгод. В стихотворении «Silentium» автор говорит о том, что в каждом человеке есть особый мир «таинственно-волшебных дум», который непременно будет «оглушен», разрушен «наружным шумом», миром внешним. Убежище человека – в мире его души, и он должен уметь жить внутренней жизнью, в молчании, обрекаемый таким образом на одиночество…
Тютчев же призывает человека вечно хранить молчание, жить в самом себе, предрекая этому человеку суровую жизнь в одиночестве, не оставляя ему шанса открыться миру и поведать о своих чувствах и мечтах.
По мнению же Тютчева, человек должен «молчать, скрываться и таить» свои чувства, мысли, которые, подобно звездам, «встают и заходят в душевной глубине», ибо поэт убежден, что каждому из нас трудно самореализоваться, верно высказать свои истинные чувства. «Мысль изреченная есть ложь», и далеко не всякий собеседник правильно понять состояние твоей души, твои сокровенные мечты.
При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый», нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья…
Стихотворение Фета, несомненно, гораздо более оптимистическое, нежели тютчевское, оно овеяно верой в то, что человек стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По местам затрепетало. В стихотворении 4 строфы, первые две - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим параллелизмом. 1 четверостишие - о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет «горячим» придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света.
Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Как в природе наступает весна, «теплом и жизнью дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным души от невзгод. В стихотворении «Silentium» автор говорит о том, что в каждом человеке есть особый мир «таинственно-волшебных дум», который непременно будет «оглушен», разрушен «наружным шумом», миром внешним. Убежище человека – в мире его души, и он должен уметь жить внутренней жизнью, в молчании, обрекаемый таким образом на одиночество…
Тютчев же призывает человека вечно хранить молчание, жить в самом себе, предрекая этому человеку суровую жизнь в одиночестве, не оставляя ему шанса открыться миру и поведать о своих чувствах и мечтах.
По мнению же Тютчева, человек должен «молчать, скрываться и таить» свои чувства, мысли, которые, подобно звездам, «встают и заходят в душевной глубине», ибо поэт убежден, что каждому из нас трудно самореализоваться, верно высказать свои истинные чувства. «Мысль изреченная есть ложь», и далеко не всякий собеседник правильно понять состояние твоей души, твои сокровенные мечты.
При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый», нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья…
Стихотворение Фета, несомненно, гораздо более оптимистическое, нежели тютчевское, оно овеяно верой в то, что человек стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По местам затрепетало.
В стихотворении 4 строфы, первые две - о пробуждении природы,
вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны
в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим
параллелизмом.
1 четверостишие - о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет
«горячим» придает солнечному свету живительную силу. Последняя
строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную
ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света.