Составьте план по образцам
на позиции художественного в вслед за пушкиным переходит и лермонтов. поэт понимает как совокупность признаков, определяющий национальное своеобразие. к таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
в начале своего творчества лермонтов убежден, что представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. однако такой взгляд на во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордый и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, божьей волей.
мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. лермонтов дает понять, что движение зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые самой личностью.
oт произведения к произведению лермонтова становился все более глубоким. так, уже в «песне про царя ивана и удалого купца калашникова» сам конфликт и характеры героев — ивана васильевича, кирибеевича и калашникова — определены укладом жизни в древней руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни людей. купец калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. в их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. в случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. поэтому они обещают калашникову, если он будет побит в бою с кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. но патриархальный быт уже терпит крушение. его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. царь тем самым ставит себя над народом, кирибеевич не желает считаться с народной моралью. конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в . в поэме лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в жизни, в .
в этой поэме лермонтов на стороне купца калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. недаром о нам не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. по мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «беглец». в отличие от купца калашникова горец гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение.
с течением времени лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, саоих героев, взятых из , носителями современного ему сознания. он уже не переносил , социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в эпохи. герои лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. это особенно хорошо видно в стихотворении бородино, где передано патриотическое чувство людей.
А) символизм -2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора.
Б) акмеизм -1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов.
В) футуризм -3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экспериментаторство в области ритмики и рифмы.
- Представители трёх основных модернистских течений в русской литературе – символисты, акмеисты, футуристы – имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких той или иной поэтической группе:
А) символизм -2) «башня» Вячеслава Иванова 1) вечера в Политехническом музее.
Б) акмеизм 3) кабаре «Бродячая собака».
В) футуризм -1) вечера в Политехническом музее.
-Укажите фамилию главного героя в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»-Шухов.
-Укажите фамилию писателя, который является автором рассказов «Чудики», «Микроскоп», «Срезал»-Василий Шукшин.
-Укажите фамилию писателя, который является автором произведений «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок»- Валентин Распутин.
-Кто из перечисленных поэтов 60-90-х гг. XX века представляет литературу русского зарубежья:
И.А.Бродский;
-В приведённом ниже фрагменте из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» определите художественный приём, дважды использованный поэтом:
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой,
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
Автор использует приём сравнение.
-Чьё появление в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»?-прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
-Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….»-слова Воланда.
-Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой-акмеизм,литературное течение, противостоящее символизму и провозглашающее материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
-Как называется произведение А.А.Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только «революционный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки» ?-поэма "Двенадцать".
-Почему в поэзии С.А.Есенина почти нет городских пейзажей? -Поэт задыхался в городе,не находил себе места,его душа рвалась на просторы природы.
-Что играет особую роль при «озвучивании» художественного мира С.А.Есенина? -Особую роль играет ритмика и фоника стихотворений,особенности звукового ряда произведений.