составьте развернутый аргументированный монолог на 2 минуты (рассуждение с элементами описания, убеждение), включающий не менее 2 микротем перед участниками конференции «Музыка в современном обществе». Сделайте вывод. (Объём работы: 150-200 слов)
Любовь. э. асадов известно все: любовь не шутка, любовь - весенний стук сердец, а жить, как ты, одним рассудком, нелепо, глупо наконец! иначе для его мечты? зачем тропинки под луною? к чему лоточницы весною влюбленным цветы? ! когда бы не было любви, то и в садах бродить не надо. , даже соловьи ушли бы с горя на эстраду. зачем прогулки, тишина. ведь не горит огонь во взгляде? а бесполезная луна ржавела б на небесном складе. представь: никто не смог влюбиться. и люди стали крепче спать, плотнее кушать, реже бриться,стихи забросили но нет, недаром есть луна и звучный перебор гитары, не зря приходит к нам весна и по гуляют пары. бросай сомнения свои! люби и верь. чего же проще? не зря ночные соловья до хрипоты поют по рощам!
выбранный для работы материал - «сказание о кожемяке». это небольшое по объему произведение кажется однозначным в своей простоте. в его основе лежит бродячий сюжет о поиске поединщика, который, при всей традиционности, несет важную идейную нагрузку. исследуя идейное содержание повести, можно выявить базовые ценности человека и оценить патриотический пафос .
заявленный урок является вторым в системе работы над текстом «повести временных лет». на первом уроке получают представление об создания, основном содержании, особенностях организации повествования в данном произведении.
воспитательная цель урока - определить базовые ценности человека древней руси, дать представление о патриотическом пафосе .
1 (с предварительной подготовкой). выразительно прочитайте «сказание о кожемяке».
2 (на восприятие текста). в какой тематический раздел можно отнести данный сюжет (используется презентация с предшествующего урока «повесть временных лет»):
- о принятии христианства на руси;
- об основании киева;
- о распрях князей;
- о военных походах олега;
- о сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской руси;
- о княжении ольги.
обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.
вопрос 3 (восприятие текста, понимание реалий, актуализация знаний). кто такие печенеги? с какими еще врагами пришлось бороться русичам? ( справка – индивидуальное , подготовленное учеником). изобразите на карте, откуда и от кого исходили угрозы (слайд мультимедийной презентации).
какой вывод мы можем сделать? ( древняя русь существовала в условиях постоянной угрозы со стороны внешних врагов).
4-5. какими качествами должны были обладать люди, которые сохранили для потомков святую русь, а затем и расширили ее территорию? (предварительные варианты: любящими свою землю, сильными, отважными, самоотверженными). какова же тема сегодняшнего урока? а его цель?
вопросы 6 (воображение, восприятие текста, его интерпретация, сравнение с другими текстами, выход на идейное содержание). каким представляете себе кожемяку? (устное рисование, привлечение иллюстративного ряда с изображением богатырей). почему ему удалось победить врага? (варианты ответа: труд сделал его сильным; любил свою землю, свой народ, это придавало ему силы). что роднит кожемяку с былинными богатырями? (богатырская сила и готовность защитить родную землю). с какой целью и в предании, и в былинах используется прием гиперболы? (выпячивание, подчеркивание самого главного: качеств защитников).
7 (интерпретация текста, его идейное содержание). интерпретируйте 2 факта: 1) отец кожемяки сам приходит к князю и предлагает в поединщики сына, самого младшего в роду. 2) младший сын добровольно идет на смертельное испытание. (отец отдает кровное, последнее; сын осознанно и добровольно идет на смертельное испытание. вывод: готовность к высшей жертве – это залог непобедимости.
вопрос 8 с выходом на обобщение. что же самое дорогое у человека? (жизнь близких). что в сознании наших предков было дороже самого дорогого?
(родная земля).
вопросы 9 (на понимание ключевых слов, интерпретацию текста, осознавание ценностей). по словарю определите значения слов «отрок» и «муж». как «отрок» превращается в «мужа»? что такое мужество в понимании русичей? как мужчина мог про-славить себя и свой род? (стать «мужем» – проявить доблесть, пройти испытание на готовность принести себя в жертву во имя родины и народа. этим же можно было заслужить и славу).
как относились к смерти, которая зачеркивает индивидуальное бытие? а личность сохраняется при этом? (утверждается! )
вопрос 10 – общий вывод: какие же главные ценности были заложены в сознании людей?
11 (проверка читательского кругозора, умения вычленить и сопоставить основные мотивы, обобщить и сделать вывод). актуализируйте свой читательский опыт (дневники внеклассного чтения) и назовите произведения, в которых повторяются следующие мотивы (на слайде):
-враг нападает на землю (кстати, почему противоборствующие стороны стоят у реки? река – рубеж, граница между миром «своих» и «чужих»);
-враги запрашивают поединщика;
-поединщик не находится среди профессиональных воинов-дружинников, и князь оказывается в затруднении;
- представитель простого народа выходит на поединок, он одерживает победу и спасает родную землю от вражеской напасти.
вопрос12 (вывод): насколько уникален сюжет повести о кожемяке? почему герой летописи не имеет имени собственного? * (сюжет о поединщике из народа относится к общераспространенным в летописях и произведениях унт. безымянных героев было много; произведения устные и письменные неоднократно воспроизводили ситуацию их подвига как должную, нормативную).
* в устном народном творчестве параллельно с летописным сюжетом вплоть до 19 в. сохранялась сказка, в которой главный герой назывался никитой кожемякой.
ответ:
выбранный для работы материал - «сказание о кожемяке». это небольшое по объему произведение кажется однозначным в своей простоте. в его основе лежит бродячий сюжет о поиске поединщика, который, при всей традиционности, несет важную идейную нагрузку. исследуя идейное содержание повести, можно выявить базовые ценности человека и оценить патриотический пафос .
заявленный урок является вторым в системе работы над текстом «повести временных лет». на первом уроке получают представление об создания, основном содержании, особенностях организации повествования в данном произведении.
воспитательная цель урока - определить базовые ценности человека древней руси, дать представление о патриотическом пафосе .
1 (с предварительной подготовкой). выразительно прочитайте «сказание о кожемяке».
2 (на восприятие текста). в какой тематический раздел можно отнести данный сюжет (используется презентация с предшествующего урока «повесть временных лет»):
- о принятии христианства на руси;
- об основании киева;
- о распрях князей;
- о военных походах олега;
- о сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской руси;
- о княжении ольги.
обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.
вопрос 3 (восприятие текста, понимание реалий, актуализация знаний). кто такие печенеги? с какими еще врагами пришлось бороться русичам? ( справка – индивидуальное , подготовленное учеником). изобразите на карте, откуда и от кого исходили угрозы (слайд мультимедийной презентации).
какой вывод мы можем сделать? ( древняя русь существовала в условиях постоянной угрозы со стороны внешних врагов).
4-5. какими качествами должны были обладать люди, которые сохранили для потомков святую русь, а затем и расширили ее территорию? (предварительные варианты: любящими свою землю, сильными, отважными, самоотверженными). какова же тема сегодняшнего урока? а его цель?
вопросы 6 (воображение, восприятие текста, его интерпретация, сравнение с другими текстами, выход на идейное содержание). каким представляете себе кожемяку? (устное рисование, привлечение иллюстративного ряда с изображением богатырей). почему ему удалось победить врага? (варианты ответа: труд сделал его сильным; любил свою землю, свой народ, это придавало ему силы). что роднит кожемяку с былинными богатырями? (богатырская сила и готовность защитить родную землю). с какой целью и в предании, и в былинах используется прием гиперболы? (выпячивание, подчеркивание самого главного: качеств защитников).
7 (интерпретация текста, его идейное содержание). интерпретируйте 2 факта: 1) отец кожемяки сам приходит к князю и предлагает в поединщики сына, самого младшего в роду. 2) младший сын добровольно идет на смертельное испытание. (отец отдает кровное, последнее; сын осознанно и добровольно идет на смертельное испытание. вывод: готовность к высшей жертве – это залог непобедимости.
вопрос 8 с выходом на обобщение. что же самое дорогое у человека? (жизнь близких). что в сознании наших предков было дороже самого дорогого?
(родная земля).
вопросы 9 (на понимание ключевых слов, интерпретацию текста, осознавание ценностей). по словарю определите значения слов «отрок» и «муж». как «отрок» превращается в «мужа»? что такое мужество в понимании русичей? как мужчина мог про-славить себя и свой род? (стать «мужем» – проявить доблесть, пройти испытание на готовность принести себя в жертву во имя родины и народа. этим же можно было заслужить и славу).
как относились к смерти, которая зачеркивает индивидуальное бытие? а личность сохраняется при этом? (утверждается! )
вопрос 10 – общий вывод: какие же главные ценности были заложены в сознании людей?
11 (проверка читательского кругозора, умения вычленить и сопоставить основные мотивы, обобщить и сделать вывод). актуализируйте свой читательский опыт (дневники внеклассного чтения) и назовите произведения, в которых повторяются следующие мотивы (на слайде):
-враг нападает на землю (кстати, почему противоборствующие стороны стоят у реки? река – рубеж, граница между миром «своих» и «чужих»);
-враги запрашивают поединщика;
-поединщик не находится среди профессиональных воинов-дружинников, и князь оказывается в затруднении;
- представитель простого народа выходит на поединок, он одерживает победу и спасает родную землю от вражеской напасти.
вопрос12 (вывод): насколько уникален сюжет повести о кожемяке? почему герой летописи не имеет имени собственного? * (сюжет о поединщике из народа относится к общераспространенным в летописях и произведениях унт. безымянных героев было много; произведения устные и письменные неоднократно воспроизводили ситуацию их подвига как должную, нормативную).
* в устном народном творчестве параллельно с летописным сюжетом вплоть до 19 в. сохранялась сказка, в которой главный герой назывался никитой кожемякой.
объяснение: