Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы (можно печатать).
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького «Детство»?
Начните свой рассказ со слов: «Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...».
В конце сделайте вывод: «Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...»
Глава I
У Лёнькиного отца Ивана Адриановича был тяжёлый характер и склонность к длительным запоям. Несмотря на это, Лёнька любил отца за честность, прямоту и щедрость. О его мальчик знал только, что тот служил казачьим офицером и участвовал в русско-японской войне.
Иван Адрианович родился в старообрядческой петербургской торговой семье. Против воли родителей он окончил Елисаветградское военное училище, служил в драгунском полку, успел повоевать, но разочаровался в офицерской жизни, после ранения в полк не вернулся и стал торговать лесом. Женился он на Александре Сергеевне из православной торговой семьи. Она так и не смогла найти общий язык с мужем, которого очень боялась.
Мать и отец ругались, жили врозь, потом снова сходились, а жизнь мальчика шла своим чередом. Рано научившись читать, Лёнька читал всё, что попадалось ему в руки. Паинькой он никогда не был, и вечно попадал в неприятности. Особенно трудно стало Александре Сергеевне справляться с сыном, когда Иван Адрианович окончательно покинул семью.
Глава II
Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.
О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.
Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.
Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.
Продолжение можно найти на briefly.ru
В книге описываются впечатления автора от путешествия в районе Онежского озера и других более северных районах. Автор совершает путешествие из Петербурга и окунается в новый мир, как будто застывший во времени... Он образно пишет о суровой северной природе, о взаимодействии местных жителей с ней, о небольших городках и поселениях. Некоторые главы посвящены конкретным людям, ярким характерам. В произведении затронуты и религиозные темы, автор рассказывает о староверцах, раскольниках, монастырях, например, о Соловецком монастыре. Пришвин касается и вопросов освоения этих мест Петром 1.
Но в основном, все же, это произведение об обычных людях, заселяющих природу северного края. Перед читателями предстают полесники, ловцы, певцы былин, вопленицы, скрытники - такие непривычные и непонятные для городского жителя персонажи.
Книга пронизана связью человека с природой.