намеренно косноязычной сказовой манере, перебиваемой патетическими монологами, автор повествует о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
С полным каламбуров зачином повести контрастирует знаменитое «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой».
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.
Работа над произведением
Реакция Править
После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов[5]. Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:
« В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного. »
Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского, таких, как «Бедные люди» (1845) и «Двойник» (1846)[6]. Часто приписываемая Достоевскому[7][8] фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes[9][10].
Лев Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Умер он в 82 года. Многое он испытал в жизни: был студентом, участвовал в Кавказской войне и в Крымской войне с турками, где подвергался смертельной опасности; был писателем и путешественником, сельским хозяином и педагогом. Его интересы были самыми разнообразными. Лев Николаевич был поразительно к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, много и серьёзно читал.
Писать Л.Н. Толстой начал в 22 года, и после успеха своей первой повести почувствовал, что настоящее его призвание - литература.
Он любил разводить домашних животных, наблюдать созревание хлебов, любил сажать сады и леса. Граф Лев Толстой любил принимать участие в крестьянском труде: умел косить, пахать.
Смолоду и до последнего года своей жизни он занимался гимнастикой, в 67 лет научился кататься на велосипеде, в 70 катался на коньках, много ходил пешком, превосходно ездил верхом, отлично плавал.
В своих произведениях Л.Н.Толстой борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие, угнетение трудового народа, протестует про-
тив войн. Также он призывал каждого человека осмыслять свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.
Толстой очень любил детей, открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей и сам их учил. Жил писатель скромно, старался обслуживать себя сам; работал ежедневно. Он был великим тружеником: собрание его сочинений составляет 90 томов!
10 ноября 1910 года ушёл тайно из дома, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, но по дороге простудился и умер на станции Астапово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""
Цель данного урока - через события рассказа учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением
«Лев Николаевич Толстой. « Детство».
Урок литературного чтения в 4 классе. Презентация
Лев Николаевич Толстой
Презентация к уроку о жизни и творчестве великого писателя
Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"Лев Николаевич Толстой"
Уроки жизни Льва Николаевича Толстого
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Лев Николаевич Толстой "Лев и собачка" 3 класс
Конспект урока и презентация...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...
В) повесть
намеренно косноязычной сказовой манере, перебиваемой патетическими монологами, автор повествует о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
С полным каламбуров зачином повести контрастирует знаменитое «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой».
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.
Работа над произведением
Реакция Править
После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов[5]. Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:
« В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного. »
Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского, таких, как «Бедные люди» (1845) и «Двойник» (1846)[6]. Часто приписываемая Достоевскому[7][8] фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes[9][10].
Лев Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Умер он в 82 года. Многое он испытал в жизни: был студентом, участвовал в Кавказской войне и в Крымской войне с турками, где подвергался смертельной опасности; был писателем и путешественником, сельским хозяином и педагогом. Его интересы были самыми разнообразными. Лев Николаевич был поразительно к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, много и серьёзно читал.
Писать Л.Н. Толстой начал в 22 года, и после успеха своей первой повести почувствовал, что настоящее его призвание - литература.
Он любил разводить домашних животных, наблюдать созревание хлебов, любил сажать сады и леса. Граф Лев Толстой любил принимать участие в крестьянском труде: умел косить, пахать.
Смолоду и до последнего года своей жизни он занимался гимнастикой, в 67 лет научился кататься на велосипеде, в 70 катался на коньках, много ходил пешком, превосходно ездил верхом, отлично плавал.
В своих произведениях Л.Н.Толстой борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие, угнетение трудового народа, протестует про-
тив войн. Также он призывал каждого человека осмыслять свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.
Толстой очень любил детей, открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей и сам их учил. Жил писатель скромно, старался обслуживать себя сам; работал ежедневно. Он был великим тружеником: собрание его сочинений составляет 90 томов!
10 ноября 1910 года ушёл тайно из дома, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, но по дороге простудился и умер на станции Астапово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""
Цель данного урока - через события рассказа учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением
«Лев Николаевич Толстой. « Детство».
Урок литературного чтения в 4 классе. Презентация
Лев Николаевич Толстой
Презентация к уроку о жизни и творчестве великого писателя
Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"Лев Николаевич Толстой"
Уроки жизни Льва Николаевича Толстого
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Лев Николаевич Толстой "Лев и собачка" 3 класс
Конспект урока и презентация...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...